«Много раз наши меры поддержки промышленности появлялись раньше федеральных законов»
Заместитель председателя законодательного собрания третьего созыва Александр Цапин — о том, что является приоритетным в работе регионального парламента и какие вопросы вызывают наиболее острую полемику в депутатском корпусе.
— Как изменилась структура исполнительной власти Нижегородской области за то время, что вы работали в региональном парламенте?
— Моя жизнь тесно связана с законодательным собранием. Я был депутатом двух созывов, а после представлял правительство Нижегородской области в региональном парламенте. Поэтому у меня есть возможность системно говорить о том, как из созыва в созыв сохранялась преемственность законодательной работы и как проходило ее совершенствование. Сегодня собрание работает по четкому графику. Каждую третью неделю месяца идут заседания комитетов, а каждый последний четверг — пленарные заседания. По итогам многих созывов успешно выстроилось взаимодействие с общественными формированиями, с органами власти, как на заседаниях комитетов, так и на пленарных заседаниях. Важно, что губернатор лично принимает участие в заседаниях, а на заседания комитетов приходят министры или, в крайнем случае, их заместители. Тщательная проработка вопросов на комитетах позволяет в ходе пленарных заседаний принимать их, что называется, «без доклада». Хотя мне кажется, что какая-то краткая информация о том или ином законопроекте все-таки должна звучать, в частности для тех людей, кто смотрит заседания в прямом эфире.
— Какие законопроекты, принятые при вас, кажутся вам наиболее значимыми или запомнились больше всего?
— История заксобрания насчитывает множество законов, которые тесно связаны со многими сферами жизни. Закон о выборах губернатора, о создании региональных Общественной и Торгово-промышленной палат, омбудсмене и уполномоченном по правам человека, уставе Нижегородской области. Принимая их, парламент фактически брал на себя обязательства по взаимодействию с этими структурами.
— Что является приоритетом для регионального парламента?
— Одно из приоритетных направлений в работе заксобрания — экономическое развитие региона. И в первых созывах, и в последующих число депутатов от промышленности было стабильно высоким. С одной стороны, это говорит о значимости отрасли, с другой — о том, что сами промышленники понимают важность участия в работе регионального парламента. С первых лет существования заксобрания мы активно занимались вопросами поддержки промышленных инвестиционных проектов. Много раз наши меры поддержки появлялись раньше соответствующих федеральных законов. И огромную роль в таком конструктивном взаимодействии промышленников и депутатов сыграл глава ОАО «Гидромаш» Владимир Лузянин.
— Какие законы вызывают наиболее острую полемику?
— Самыми сложными в работе депутатов всегда были и остаются вопросы межбюджетных отношений. Так было и в те времена, когда Нижним Новгородом руководил Юрий Лебедев, а губернатором был Иван Скляров. Так было и в годы, когда мэром был Вадим Булавинов. Эта тема остается сложной и сейчас. Я считаю, что система межбюджетных отношений требует серьезного реформирования. Необходимо создать условия, чтобы органы МСУ были заинтересованы в увеличении своих доходов. Как те, кто является дотационными, так и муниципалитеты-доноры. Пока такой заинтересованности нет. Дотируемые муниципалитеты боятся, что, если они покажут рост доходов, им сократят объемы помощи из областного бюджета. Доноры, наоборот, опасаются, что в аналогичной ситуации с них будут больше брать. Хотя в последнее время уже появились подвижки к тому, чтобы стимулировать органы МСУ к самостоятельному зарабатыванию денег.
— В какой из созывов вам было интереснее всего работать?
— Если говорить обо мне, то наиболее интересным был период второго созыва, когда главой заксобрания был Анатолий Козерадский, а я — главой комитета по промышленности. Именно тогда мы начали делать серьезные шаги по принятию законов о поддержке промпредприятий. Важным стал и третий созыв, когда председателем заксобрания был Евгений Люлин. Мы же с ним вообще-то соревновались за право занять этот пост. Но в итоге он выиграл, и на следующий же день предложил мне стать его заместителем. Никогда не забуду 2005 год, когда в регионе происходила смена губернатора. Срок полномочий Геннадия Ходырева истекал. В это время 38 из 45 депутатов написали к нему обращение с просьбой не претендовать больше на пост главы региона. Тогда же администрация президента РФ изучила ситуацию и с учетом мнения депутатов предложила кандидатуру Валерия Шанцева. Это был непростой момент. При всем человеческом уважении к Ходыреву большинство понимало, что экономическая ситуация в регионе требовала смены руководства. Многим из нас нелегко далось это решение. Но между тем это хороший пример того, как депутаты по-настоящему заботились о регионе, невзирая на личные отношения.