Дмитрия Менделеева оставили без рецепта
Проверку научной грамотности россияне прошли на 11 баллов из 25
Школьники и взрослые показали практически одинаковые результаты в ходе проверки научной грамотности, сообщили организаторы проекта «Открытая лабораторная». В рамках проекта в 2019 году 100 тыс. человек из России и еще 29 стран мира решили проверить свои знания по химии, биологии, географии и астрономии. Средний балл участников составил 11,35 по 25-балльной шкале. Организаторы заявляют, что удивлены живучестью некоторых научных мифов, в частности о принадлежности рецепта водки Дмитрию Менделееву. При этом результатом они довольны, поскольку хотели, по их словам, не столько проверить знания, сколько популяризовать науку.
В четверг на пресс-конференции проекта «Открытая лабораторная» его участники подвели итоги третьей научно-популярной акции по проверке знаний в естественно-научных и инженерно-технических дисциплинах. Она прошла 9 февраля в рамках Международного года Периодической таблицы Менделеева. 100 тыс. участников в России и еще 29 странах показали средний балл 11,35 по 25-балльной шкале. 25 тыс. человек участвовали в проверке на специально организованных площадках, еще 75 тыс. человек прошли тест онлайн. В 15 странах офлайн-площадки для 2 тыс. участников были организованы при поддержке Россотрудничества. Уровень образования онлайн-участников оказался выше среднего: доля обладателей дипломов о высшем образовании среди них достигла 54%, хотя в целом более половины участников сообщили о неполном среднем. Организаторы отмечают, что проверку прошли люди в возрасте от 5 до 80 лет, но больше половины участников оказались младше 17 лет. Девочки и женщины составили 55% участников. «Девочки опережают мальчиков по тяге к знаниям, да они и дисциплинированнее»,— заключил математик и автор заданий акции Владимир Губайловский. 10% участников пришлось на Москву.
По словам организаторов, большинство участников в итоге составили ученики старших классов. При этом школьники и взрослые примерно одинаково справлялись с тестовыми заданиями, а в некоторых случаях школьники демонстрировали явные преимущества.
По словам организаторов, они менее привержены мифам, особенно тем, которые распространяются по телевизору, например о холестерине в подсолнечном масле. «Это же чистый маркетинг»,— говорит Роман Авдеев, основатель и учредитель проекта «Открытая лабораторная». Свободны школьники и от стереотипов, которые живут на уровне устойчивых выражений: нервные клетки, например, тоже восстанавливаются, говорит один из авторов проекта, филолог и популяризатор науки Ольга Орлова. «Мы подтвердили живучесть самых ''бородатых'' мифов даже среди продвинутой аудитории,— говорит руководитель акции Евгений Насыров.— Очень удивила статистика в вопросе про авторство рецепта русской водки». Половина участников приписала рецепт водки Дмитрию Менделееву, диссертация которого называлась «О соединении спирта с водой», но разработкой водочного рецепта он никогда не занимался.
Задания акции представляли собой вопросы двух типов: нужно было выбрать правильный ответ из двух или четырех вариантов. На вопросы категории «да — нет» участники в среднем отвечали точнее. Самым легким в этом сегменте неожиданно для организаторов оказался вопрос о том, является левитация фантастической или реальной технологией: правильный ответ на него дали 65% участников. Хуже всего справились с вопросом о явлении сверхпроводимости: о ней знают только 46%.
Наиболее сложный вопрос оказался среди тех, где выбрать правильный ответ надо было из четырех позиций: организаторы спросили участников, почему не подтвердилась версия о воздействии так называемой оловянной чумы на поражение Наполеона в России. Оловянной чумой называют трансформацию олова из «белого» в «серое», возможную при температурах ниже 13 градусов: в результате такого преобразования оловянные изделия рассыпаются. Это явление было отмечено на русских военных складах в 1868 году, а в 1912-м оно стало одной из причин гибели экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу: из запаянных оловом бочек вытек керосин. Из четырех предложенных участникам вариантов правильным был ответ о том, что пуговицы в армии Наполеона были сделаны из «грязного» олова, с примесью свинца, поэтому разрушиться от холодов не могли. Этот ответ выбрали меньше 5% участников.
«Наши вопросы не на знания, а на критическое мышление и логику,— пояснил Евгений Насыров.— Этим мы отличаемся от ''Тотального диктанта'', ''Географического диктанта'' и других подобных акций.
Наша цель — проверить, насколько человек умеет мыслить, внимательно читать и понимать, что от него требуется».
«Если вы великий химик или физик, то, скорее всего, налажаете в географии,— говорит Владимир Губайловский.— Практически невозможно ответить на все вопросы правильно. Хотя в этом году у нас были такие участники, например академик Алексей Старобинский из Института теоретической физики РАН. Нам приятно, что такие люди тоже присоединяются к проверке. В интернете были и такие, кто проходил тест по несколько раз и набирал максимум. Главное — не баллы, а интерес к заданиям». Такие форматы взаимодействия широкой аудитории с учеными помогают развить научную грамотность — соотнести свою картину мира с актуальным научным знанием, с тем багажом, который наука накопила за последние десятилетия. То, чего пока не хватает многим»,— резюмирует госпожа Орлова.
Проверка научной грамотности прошла при поддержке РАН, МГУ и еще сотни академических организаций. Среди «завлабов» — ведущих площадок, на которых участники проходили тест,— были, в частности, доктор биологических наук Михаил Гельфанд, доктора физико-математических наук Артем Оганов и Владимир Сурдин и другие. Напомним, 2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия ее появления. Программа года во многих странах предполагает проведение мероприятий, направленных на популяризацию науки.
Как Владимир Путин пытался убедить подростков в том, что их хоть что-то должно интересовать
13 декабря 2018 года президент России Владимир Путин в Ярославле принял участие в работе Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ» и посвятил общение с его участниками проблеме выбора их будущей профессии. А как считает специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, рассказал и о своей будущей профессии.