ВСМ до Казани не получила одобрения президента
Владимир Путин склоняется к альтернативной автотрассе
Несмотря на поддержку проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Нижний Новгород со стороны премьера Дмитрия Медведева, Владимир Путин, по информации “Ъ”, его не одобрил. Президент склоняется к позиции первого вице-премьера Антона Силуанова о нецелесообразности строительства ВСМ и желательности, напротив, строительства платной автодороги на Казань. Формальное решение еще не принято, оно ожидается в первой декаде апреля.
Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ
Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность проекта строительства ВСМ Железнодорожный—Гороховец, которая должна была стать первым участком ВСМ Москва—Казань и более масштабной ВСМ «Евразия» от Берлина до Пекина. Такая позиция была высказана на состоявшейся на этой неделе встрече президента с профильным вице-премьером Максимом Акимовым, рассказали “Ъ” три источника, отдельно подчеркнувшие, что формального решения пока нет.
По данным “Ъ”, совещание по ВСМ с участием президента, глав причастных ведомств и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова назначено на 11 апреля. Там, рассказали “Ъ” два источника, ожидается формальное решение.
В аппарате господина Акимова, Минфине, Минтрансе, ОАО РЖД комментариев не дали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не был доступен для комментариев.
Проект строительства ВСМ в России как концепция существует давно. Более пяти лет рассматривался вариант строительства дороги до Казани, но решение по этому проекту тормозилось в силу его экстраординарной стоимости (около 1,3 трлн руб.) и неуверенности в оценке прогнозного пассажиропотока. В итоге в комплексный план развития магистральной инфраструктуры (КПМИ) вошел лишь первый участок ВСМ Железнодорожный—Гороховец, который обойдется в 621,5 млрд руб. и обеспечит высокоскоростную связь между Москвой и Нижним Новгородом. Правительство, в том числе его председатель Дмитрий Медведев, согласовало доклад президенту, хотя и не без сопротивления.
Против выступали Минфин и его глава, первый вице-премьер Антон Силуанов, которые выражали сомнения в адекватности цены билета, оценки пассажиропотока, а также упирали на существенные риски бюджета, связанные с выполнением обязательств перед кредиторами (см. “Ъ” от 28 января). Вместо ВСМ средства предлагалось направить на региональные аэропорты, Севморпуть и морские порты, а на прошлой неделе РБК писал, что Минфин предлагает перераспределить 112 млрд руб. на терминал «Утренний» НОВАТЭКа. Профильный вице-премьер Максим Акимов, впрочем, уточнял, что решения нет.
Вместе с тем, по информации “Ъ”, вопрос, скорее, решался в плоскости выбора между ВСМ и платной автотрассой до Казани, за строительство которой выступил Минфин. По словам собеседника “Ъ”, президент поддержал строительство автодороги.
В плане же высокоскоростного движения, говорит он, президент поручил проработать ВСМ Москва—Петербург, так как там более надежный пассажиропоток.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что в КПМИ в рамках проекта «Европа—Западный Китай» учтены скоростная автодорога Москва—Нижний Новгород—Казань длиной 729 км, за реализацию которой отвечает ГК «Автодор», а также обход города Тольятти длинной 97 км с мостом через Волгу (проект Росавтодора). Строительство скоростной автодороги оценивается в 540 млрд руб., из которых 323 млрд руб.— бюджетные средства. Проведенная проработка проекта показала целесообразность его реализации, говорит источник “Ъ”.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что проекты ВСМ и автодороги различаются по своему ключевому функционалу. Участок ВСМ Москва—Нижний Новгород и в целом ВСМ Москва—Казань экономического смысла не имели, уверен эксперт. ВСМ «Евразия» интересна как глобальный единый проект, связывающий Европу и Китай в пассажирском и скоростном грузовом сообщении, но с учетом санкций и неподъемно высокой для экономики России стоимости его реализация объективно невозможна, полагает господин Бурмистров. Он также считает, что скоростное движение между Москвой и Петербургом по обычной железнодорожной инфраструктуре полностью удовлетворяет потребности даже самых взыскательных бизнес-пассажиров. Строительство автомагистрали Москва—Казань объективно начнется не ранее 2021 года, и проект еще будет дорабатываться, причем его успех зависит в первую очередь от установленной стоимости проезда, заключает Михаил Бурмистров.
Фотогалерея
Как будут выглядеть новые поезда на ВСМ Москва—Казань
Первые в России высокоскоростные поезда предполагается запустить по магистрали Москва — Казань
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Состав будет состоять из 12 вагонов и за один рейс сможет перевезти 682 пассажиров
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Новый поезд сможет развивать скорость до 360-400 км/ч. Для сравнения, «Сапсан» разгоняется лишь до 250 км/ч
Фото: АО «Скоростные магистрали»
В итоге время в пути до Казани сократится с 14 до 3,5 часов
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Особенностью российских поездов стала возможность развернуть некоторые кресла по направлению движения
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Этой функцией будут оснащены 85 пассажирских мест в туристических вагонах
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Под каким углом раскинется кресло, зависит от класса вагона. Пассажиры первого класса смогут разложить его полностью
Фото: АО «Скоростные магистрали»
В вагоне-бистро предусмотрено около 40 дополнительных мест
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Концепт высокоскоростного поезда представила компания «Скоростные магистрали»
Фото: АО «Скоростные магистрали»
В РЖД сообщили, что производитель подвижного состава будет выбран на открытом конкурсе
Фото: АО «Скоростные магистрали»
Строительство скоростной магистрали Москва — Казань, как ожидается, начнется в 2019 году
Фото: АО «Скоростные магистрали»