Прокуратуру загрузили обращением
Перевозчики попросили защитить их от автоматического весового контроля
Как стало известно “Ъ-Казань”, перевозчики Казани, опасаясь введения системы автоматического весового контроля, обратились за помощью к прокурору Татарстана Илдусу Нафикову. Они попросили его обязать региональные власти проводить контрольные взвешивания транспортных средств, если автоматические весы зафиксировали перегруз. В противном случае, считают предприниматели, у них не будет возможности оспорить «фатальные штрафы» до 0,5 млн руб., что приведет к «разорению перевозчиков» и «росту социальной напряженности». В прокуратуре пока не изучили обращение. Региональные власти планируют ввести систему автоматического контроля с 1 апреля 2019 года.
Некоммерческое партнерство «Объединение перевозчиков города Казани» обратилось к прокурору Татарстана Илдусу Нафикову с просьбой вынести представление правительству республики «о недопустимости реализации» региональной Стратегии развития весогабаритного контроля. Документ Кабмина предусматривает установку в Татарстане 12 автоматических пунктов весового контроля. В случае фиксации нарушений в автоматическом режиме для перевозчиков предусмотрены штрафы в размере 150–500 тыс. руб. Однако стратегия не предполагает контрольного взвешивания фур. «Цель весогабаритного контроля — выявить и устранить перегруз, а не собрать штрафы любыми методами»,— говорится в обращении прокурору (копия есть у “Ъ-Казань”). Перевозчики настаивают, что стратегию стоит дополнить «необходимостью контрольного взвешивания после выявленного перегруза, возможностью его устранения и недопущения транспорта с перегрузом на дороги республики». В противном случае высокие штрафы могут оказаться «фатальными» для транспортных компаний и «неизбежно приведут к разорению десятков тысяч предпринимателей и росту социальной напряженности», говорится в обращении.
Напомним, что автоматизированная система весогабаритного контроля эксплуатируется в России в пилотном режиме с 1 октября 2016 года. Изначально она появилась в Вологодской области, затем еще в нескольких регионах. До 2021 года планируется установить 387 рамок автоматического контроля массы грузовиков на трассах по всей РФ, создав при этом единый центр обработки данных. Перевозчики неоднократно выступали против введения новой системы. В 2017 году бывший глава ГИБДД по Татарстану Рифкат Минниханов на встрече с предпринимателями заверял, что республика станет последним регионом, который полностью перейдет на автоматические измерения. В конце 2018 года правительство Татарстана утвердило Стратегию развития весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2018–2020 годы. В ней говорится, что автоматический контроль необходим, чтобы «обеспечить сохранность дорог и повысить безопасность дорожного движения».
Председатель правления объединения казанских перевозчиков Владислав Абрамов считает, что принятая властями стратегия «не позволит выявить и устранить перегруз». Он отмечает, что допустимая погрешность автоматических весов составляет 11% на ось и 5% на общую массу. Но такая погрешность фиксируется лишь в 95% случаев.
«Иными словами, одному из 20 произведенных измерений нельзя доверять даже на исправных сертифицированных весах. А если учитывать, что на современном автопоезде проводится по пять измерений (по количеству осей), то получается, что каждый четвертый автопоезд будет взвешен некорректно»,— жалуются перевозчики.
Господин Абрамов сообщил “Ъ-Казань”, что контрольное взвешивание могло бы решить эту проблему: «А так это получается очередной бизнес-проект, как "Платон". Система будет генерировать штрафы, а у перевозчиков не будет возможности устранить нарушения». Также в объединении отмечают, что «оспорить в суде некорректные результаты взвешивания невозможно, так как о нарушении и выписанном штрафе перевозчик узнает спустя какое-то время, когда машина уже разгружена»: «Нигде в мире огульно не выписываются штрафы по одним лишь показаниям автоматических комплексов». Господин Абрамов говорит, что в прошлом году в Татарстане было около 8 млн взвешиваний фур, было выявлено 8 тыс. фактов перегруза: «Тезис о недопустимости езды с нарушением весогабаритных параметров нами не оспаривается. Но это лишь 0,1% случаев».
Получить оперативный комментарий у министерства транспорта и дорожного хозяйства республики “Ъ-Казань” вчера не удалось. Ранее господин Абрамов направлял запросы в министерство и государственное бюджетное учреждение «Безопасность дорожного движения» (БДД), которое является соисполнителем стратегии. В БДД заявили, что контрольное взвешивание транспортных средств после проезда автоматических комплексов «действующим законодательством РФ не предусмотрено».
В прокуратуре Татарстана “Ъ-Казань” сообщили, что обращение перевозчиков пока не получили. После регистрации оно будет рассмотрено в течение 30 дней.
Добавим, что сейчас автоматические пункты контроля в Татарстане работают в тестовом режиме и водители не привлекаются к административной ответственности. Автоматические весы планируется ввести в полную эксплуатацию уже 1 апреля, заявили в БДД.