Вопросы без ответов
Редакция обратилась в Министерство просвещения с просьбой рассказать о состоянии работы по противодействию детскому насилию в школах. Ответы Минпроса обескуражили.
Редакция задала следующие вопросы:
1. Признает ли Министерство просвещения РФ наличие проблемы детского насилия в школах?
2. Рассматривались ли в министерстве (на уровне коллегии, совещания руководства и др.) случаи жестокого насилия в школах, и в частности в Улан-Удэ, Перми, Королеве, Керчи? Какие были приняты решения?
3. Разработаны ли рекомендации для учителей по профилактике и противодействию насилия в школах?
4. Существуют ли специальные курсы по противодействию буллингу в педагогических университетах и институтах повышения квалификации учителей?
5. Кто должен нести ответственность за избиение, ранения и убийства детей в школах и колледжах?
Вот какой ответ получила редакция:
«Министерство ведет комплексную работу по повышению безопасности и комфорта в образовательных организациях. Здесь важны как механизмы непосредственной безопасности (охрана зданий и территорий, работа пропускных режимов), так и формирование благоприятного психологического "климата".
Все объекты образовательных организаций в стране прошли необходимое категорирование — для каждой категории объектов разработан обязательный для выполнения комплекс организационных, инженерно-технических и иных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности. Во всех организациях назначены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по их защищенности.
Не менее важной является работа по развитию деятельности психологической службы в системе образования. Приоритетность деятельности таких служб определяется с учетом актуальной социальной ситуации, обеспечивая методическое сопровождение специалистов и акцентируя их внимание на проблемах и вызовах, требующих немедленного и системного ответа. За период 2017–2018 годов утвержден стратегически важный для развития психологической службы документ "Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года", введен в действие профессиональный стандарт "Педагог-психолог". За последние 5 лет количество таких педагогов увеличилось на 20 процентов.
Если ребенок проявляет какие-то поведенческие особенности уже в 5–6-х классах, психологи смогут это заметить и помочь скорректировать его поведение. При этом должна быть четкая скоординированная работа и родителей, и учителей, и психологов. Нужен комплексный подход, а не перекладывание ответственности только лишь на одно звено.
Министерство также ведет непрерывную методическую помощь регионам в вопросах формирования комфортной и безопасной образовательной среды, направляя в том числе методические рекомендации по работе со всеми участниками образовательного процесса».