У «Яндекс.Такси» обнаружились машины-двойники

Насколько часто применяется схема подложных номеров

У «Яндекс.Такси» нашли две машины с одинаковыми номерами. На подозрительные автомобили в Москве обратили внимание прохожие. В сети опубликованы их фотографии и видео. К какому именно таксопарку принадлежат машины, не уточняется.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Однако в «Яндекс.Такси» заявили, что компания больше не получит заказов от агрегатора, пока не выяснятся детали инцидента. Об этом «Ъ FM» рассказала пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова: «Речь может идти о грубейшем нарушении, поэтому со своей стороны мы заблокировали весь таксопарк, и его водители не получат доступ к заказам нашего сервиса до тех пор, пока нарушения не будут ликвидированы».

Как пояснили «Ъ FM» в ГИБДД, увидеть машины с полностью идентичными номерами, да еще и в одном регионе практически невозможно. Схема подложных номеров применяется в работе с агрегаторами довольно часто, как правило, в случае каких-то проблем с автомобилем, рассказал таксист Алексей: «Это, как вариант, может быть автомобиль с недействующим разрешением. Допустим, сейчас многие водители покупают эти лицензии, и при какой-то проверке разрешение у той компании, которая их получала, могут приостановить. Соответственно, водитель уже не сможет выполнять заказы на этой машине. И, как вариант, он перевешивает на свой автомобиль номера действующей лицензией. Там просто идет подмена номеров через партнера “Яндекс.Такси” — юридическое лицо или ИП — то есть водитель сам по себе это сделать не может. А вот эти сведения, которые партнер предоставляет в “Яндекс”, тоже искажены. Желающих подключиться к сервису на своих собственных автомобилях множество, но они не могут зарегистрировать автомобиль как такси. Это физические лица, которые не могут получить разрешение на деятельность. Машина может не подходить “Яндексу” просто по году выпуска. Есть много вариантов. Когда таких физических лиц на собственных автомобилях становится много, партнер их может каким-то мошенническим способом подключить к сервису для того, чтобы с них взимать деньги. Он зарабатывает в этом случае не только на комиссии с заказов, а ставит условие, предположим, 2 тыс. руб. — один фотоосмотр, и раз в 10 дней получает свои 2 тыс.».

Скорее всего, ответственность за подложные номера лежит на собственнике машины-двойника, считает юрист в сфере автострахования Илья Афанасьев: «У меня была история, когда клиент купил Range Rover в салоне, поехал в автопутешествие в Европу, и на границе с Латвией его тормозят и говорят, что ваша машина в угоне, а он купил ее абсолютно законно, и ввезена она была легально. Просто кто-то сделал в Европе двойника, застраховал машину, оформил угон этой машины и получил за нее деньги, а пострадал он. То есть я не думаю, что “Яндекс.Такси” на самом деле виноват в ситуации, потому что делать двойников для компании с их оборотами, тем более в каком-то небольшом регионе, это нелепо. Скорее всего, это какие-то “черные” таксисты. По наказанию, скорее всего, здесь будет подделка госномеров и незаконное использование товарного знака. Ответственность здесь несет конкретно тот, кто эксплуатирует машину. Я думаю, собственник, потому что водитель мог и не знать. Тут надо установить, кто конкретно повесил дублирующие номера на машину».

Согласно российскому кодексу об административных правонарушениях, за подложные номера на автомобилях физлица заплатят штраф 2,500 руб, а компании — 400-500 тыс. руб.

Вся лента