В проверке водителей на трезвость выявили изъяны
Как должна проходить процедура медицинского освидетельствования
Столичная Госавтоинспекция нашла способ проверять водителей на трезвость без бумажной волокиты. Автовладельцу предлагают пройти осмотр в передвижном медицинском пункте. По сути, процедура напоминает освидетельствование, но без оформления положенных по закону документов. Для чего это нужно ГИБДД? И как вести себя водителям? Разбирался Григорий Колганов.
Утром буднего дня Александр Липатников по пути на работу был остановлен столичным инспектором. Водителю предложили пройти осмотр в оказавшемся неподалеку передвижном медпункте. Там потребовалось измерить давление, но когда выяснилось, что это дело добровольное, процедура завершилась досрочно.
По закону перед началом освидетельствования инспектор обязан составить протокол об отстранении водителя от управления машиной и выдать направление на медицинскую процедуру. Причем документы оформляются с участием понятых. Но в случае с Александром Липатниковым ничего такого сделано не было, на что автолюбитель указал сотруднику ГИБДД. Последнему, можно сказать, не повезло — Александр оказался профильным юристом.
Для чего же дорожная полиция идет на прямое нарушение? Сам адвокат Липатников полагает, что, надеясь на безграмотность водителей, инспекторы существенно экономят время и бумагу: «Остается только предполагать, с какой целью вообще такие осмотры проводятся. Во-первых, он так проверит практически всех, поскольку мало кто начнет аргументированно отказываться и возражать. Во-вторых, если ничего не подтвердится, то инспектор не потратит на это времени, не составит протоколов впустую».
Случаев подобной экономии в последнее время все больше, отметили в организации «Синие ведерки». И у такой активности ГИБДД может быть другое объяснение: некоторые препараты несовместимы с управлением автомобилем. Но обнаружить их применение практически невозможно, если водитель сам себя не выдаст, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Для этого-то и устраивается тет-а-тет с медицинским работником. «Средств определения конкретных запрещенных лекарств, особенно в полевых условиях, нету. Но врач спрашивает: «“А что это вы чихаете, простуда или аллергия?” Водитель отвечает: “Ну, аллергия”. “А что принимаете?” Водитель говорит: “Принимаю то-то”. И тут врач пишет, что зафиксирован прием препаратов, которые принимать запрещено, и для водителя наступают печальные последствия», — объяснил Шкуматов.
Что же делать водителю в такой ситуации? Самое главное — не отвечать отрицательно на предложение инспектора. Нужно требовать составления всех положенных протоколов и не жалеть времени, говорит автоюрист Дмитрий Славнов: «Включайте телефон, начинайте снимать, начинайте задавать инспектору вопросы: а почему вы не отстранили меня от управления, а почему вы не выписали направления на медосвидетельствование?
Ни в коем случае никогда не отказывайтесь от прохождения медосвидетельствования.
Всегда соглашайтесь: покажите мне врача, покажите мне лицензию, сертификат. Если вы напишете отказ, никогда вы права не заберете — автоматическое лишение права управления».
Возможно, в стремлении ГИБДД проверить как можно больше водителей на трезвость нет ничего плохого. Все-таки речь о безопасности многих участников движения. Но когда благие намерения оборачиваются обманом, доверия к инспекции это точно не прибавляет.
«Ъ FM» направил запрос в ГУВД Москвы с просьбой оценить действия сотрудника ГИБДД, однако ответа пока не последовало.