ФНС заразила мир цифрой
Фискальным властям ОЭСР предложены налоговые подходы к новой экономике
Форум по налоговому администрированию ОЭСР (FTA) в Чили на прошлой неделе договорился активизировать работу по трансграничным совместным налоговым проверкам, а также решил расширить проект ICAP 2.0. В российской версии последний известен как «налоговый мониторинг» — руководство ФНС представило FTA разработки в этой сфере: как и уровень цифровизации российской службы, они существенно опережают налоговые технологии большей части стран ОЭСР.
XII пленарное заседание FTA прошло в Сантьяго, Чили, 25–28 марта. Форум создан в 2002 году как совещание глав налоговых администраций стран ОЭСР, но включает и заинтересованные страны вне организации — сейчас в FTA 53 участника, в том числе Россия, с середины 2000-х крайне активная в этой организации. Глава ФНС Михаил Мишустин сопредседательствовал в FTA. Наиболее известный проект форума — это программы автоматического обмена налоговой информацией.
FTA принято коммюнике с программой дальнейших действий форума в налоговой сфере. В первую очередь это четыре направления: дальнейшая имплементация плана BEPS (обмен налоговой информацией) и повышение налоговой определенности, укрепление международного сотрудничества (в том числе существенное расширение трансграничных совместных налоговых проверок нескольких налоговых администраций, отработка их технологий и стандартизация протоколов), цифровизация налогового администрирования и наращивание налогового потенциала в развивающихся странах. Кроме того, принято решение о расширении пилотного проекта ICAP 2.0 (The International Compliance Assurance Programme). ICAP — добровольная программа, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым администрациям нескольких стран возможность обмениваться информацией на более глубоком, чем отчетность, уровне с целью увеличения налоговой определенности.
На национальном уровне на сессии FTA этот подход как раз был представлен заместителем главы ФНС России Даниилом Егоровым. В РФ эта система развита, видимо, на одном из самых высоких уровней в мире: ей сейчас покрывается 12,25% поступлений в бюджет. Речь идет о добровольном предоставлении ФНС доступа к управленческой отчетности компаний в цифровой среде в режиме, близком к реальному времени. «Наша концепция состоит в том, что нельзя эффективно управлять рисками только на борту налоговой службы»,— подчеркнул Даниил Егоров. Впрочем, из его выступления следовало, что проект шире, чем представляется: система, позволяющая ФНС составлять модели и профили рисков, выглядит шагом к принципиально новой модели взаимодействия с налоговыми органами в цифровой среде-экосистеме.
Глава ФНС Михаил Мишустин, в Сантьяго рассказывавший о российской системе добровольного учета самозанятых (очень впечатлившей заместителя главы Агентства доходов Италии Паоло Барбантини, в Италии очень высока доля в ВВП теневого сектора, усилия властей страны по его сокращению пока ограниченны), в другом своем выступлении — о цифровизации налоговых органов — в целом призвал к построению, в том числе силами FTA, «заведомо прозрачной экономики». Сессия, посвященная цифровизации, была очень «российской»: так, глава FTA и налоговой службы Норвегии Ханс Христиан Хольте подчеркнул лидерство ФНС в формировании опыта цифровизации налоговой сферы в мире, а также заявил, что РФ наряду с Сингапуром и Финляндией — сейчас мировые лидеры цифровой трансформации налогов. Глава налоговой службы Южной Кореи (страна наряду с Россией первой в мире ввела систему единого налогового файла в ритейле) Хан Сын Хи вообще объявил ФНС РФ наиболее технически развитой налоговой службой мира, схожую оценку дал Паскаль Аман, глава Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР в сфере предоставления цифровых услуг.
«Совместное потребление» и sharing economy поддаются цифре
FTA обсуждал в Чили также новые вопросы на фронтире развития новой мировой налоговой политики — в первую очередь это вопросы налогообложения экономики «совместного потребления» (sharing economy) и «свободного заработка». Ранее эти вопросы считались нерешаемыми, цифровизация налоговых служб делает это возможным. Кроме того, FTA обсудил первые позитивные и негативные результаты автоматического налогового обмена — работа по ним пока только начинается.