S7 потеряла совладельца
Наталия Филева погибла в авиакатастрофе
В авиакатастрофе, произошедшей 31 марта днем в Германии, погибла совладелец и глава совета директоров S7 Group Наталия Филева. Частный самолет Epic-LT, в котором также находились ее отец и пилот, разбился на подлете к аэропорту Франкфурт-Эгельсбах, куда, по предварительным данным, следовал из французского Канна. Выжить никому не удалось. Коллеги и друзья вспоминают о госпоже Филевой как о талантливом человеке и «великом энтузиасте» не только авиационного, но и космического дела. Расследованием авиакатастрофы займется международная комиссия, в состав которой войдут специалисты из России.
Первая информация об авиационном происшествии, произошедшем в немецкой коммуне Эгельсбах в Гессене, появилась на сайте газеты Bild. Ссылаясь на данные полиции, издание сообщило, что шестиместный бизнес-джет Epic-LT с тремя пассажирами на борту, следовавший по маршруту из Канна (Франция) во Франкфурт-на-Майне, разбился при заходе на посадку около 15:30 по местному времени. По свидетельству очевидцев, самолет не смог долететь до взлетно-посадочной полосы аэропорта, рухнул на располагавшееся в нескольких километрах поле и загорелся. В полиции уточнили, что речь идет о российских гражданах. Поздно вечером близкие друзья семьи Филевых подтвердили “Ъ” факт гибели Наталии и ее отца, затем последовало официальное сообщение S7.
Группа S7, по сути, семейное предприятие, которое Наталия Филева и ее муж Владислав развивали с конца 1990-х годов. Начав с приобретения доли в новосибирской авиакомпании «Сибирь», они создали группу компаний, в которую сейчас входят еще один перевозчик «Глобус», сеть по продаже авиационных, железнодорожных билетов, турпутевок, авиационный учебный центр, холдинг по техобслуживанию судов. По оценке Forbes, в 2018 году Наталия Филева входила в топ-5 богатейших женщин страны с состоянием около $600 млн.
Наталия Филева занимала пост председателя совета директоров S7 Group и с первых дней в этом бизнесе была его настоящим драйвером.
Чем известна Наталия Филева
«Потеря ничем не может быть восполнена. Она была идеологом компании, возглавляла процессы, сама подбирала исполнителей. S7 во многом была создана благодаря энергии Наталии Филевой, она умела ставить цели и была настойчивой в их достижении. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что S7 — это продукт именно супругов Филевых»,— сказал “Ъ” глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, отмечая, что Наталию Филеву отличало нестандартное мышление и определенная жесткость в вопросах управления авиакомпанией. «Супруги Филевы взяли перевозчика 20 лет назад в тяжелом финансовом положении, спустя десять лет, на новом этапе, сами испытывали серьезные трудности, но в итоге создали одну из самых эффективных и качественных по уровню сервиса авиакомпаний в России»,— подчеркивает господин Тасун.
Глава АЭВТ добавляет, что группа S7 «продолжит свое развитие», так как в ее структуре есть люди, которые в состоянии «сохранить заданный Наталией Филевой вектор развития»: «Она часто говорила, что нельзя останавливаться, что надо идти до конца в достижении целей. Сколько еще идей было, которые ушли вместе с ней...».
Коллеги по отрасли вспоминают о госпоже Филевой как о сильном управленце, способном реализовать задуманное, какие бы препятствия ни существовали. «Она совершенно удивительная женщина, которая принесла в российскую гражданскую авиацию принципиально новый подход к ведению бизнеса, основанный не только на неведомом здесь ранее многофакторном, тщательном и качественном анализе происходящего, но и на удивительном даре предвидения, широте кругозора, на способности взаимодействовать с людьми, брать от них самое лучшее. Ее энергия, неравнодушие, постоянное стремление к новому и стали тем фундаментом, на котором создавалась и добивалась успехов группа S7»,— сказал “Ъ” глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал “Ъ”, что часто общался с Наталией Филевой и они нередко спорили: «Но я всегда благодарил ее за критику. У меня нет ничего, кроме уважения и любви к этой семье. Это замечательные люди, сочетающие невероятно глубокие профессиональные компетенции и при этом, например, песни под гитару. С Владом они жили душа в душу: это было не просто бизнес-партнерство». «Наталия Валерьевна буквально вчера поздравила ильюшинцев с первым полетом Ил-112В,— заявил “Ъ” гендиректор ПАО "Ил" Алексей Рогозин.— Она строила большие планы на развитие своей компании. Удивительная женщина, талантливый бизнесмен. Не верится».
На фоне достижений в авиационной отрасли семья Филевых проявила необычный для России интерес к смежной сфере космоса. В сентябре 2016 года был подписан контракт на покупку S7 Group у корпорации «Энергия» плавучего космодрома Sea Launch, всего оборудования к нему, наземной базы в порту Лонг-Бич (США) и товарного знака Sea Launch за $167 млн. Через год S7 Space получила лицензию на осуществление космической деятельности в России. Она стала первой российской коммерческой компанией, имеющей право предоставлять международные космические услуги.
В конце 2018 года группа компаний была переименована в S7 AirSpace Corporation. При этом семью Филевых не пугали сложности, связанные с проектом: дело в том, что Sea Launch исходно создавался под пуски украинских ракет «Зенит 3SL» (они законтрактовали 12 носителей). Однако из-за неблагоприятной политической ситуации этот контракт был заморожен. Эксперты предрекали «одному из самых амбициозных частных проектов в космической отрасли» выпадение на несколько лет из пусковой программы, но даже это не смущало Филевых.
«Мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с S7 Space. В наших планах было создание для Sea Launch "морской" версии ракеты "Союз-5",— заявил “Ъ” гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин.— Наталия Филева была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас ее гибель — личная трагедия».
Бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов вспоминает, что в компании все звали госпожу Филеву «мамой»: «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата». Нынешний руководитель S7 Space Рано Джураева говорит, что Наталия Филева «щедро делилась и дарила нам свою любовь и поддержку»: «Очень сильная, современная, настоящая владелица сложнейшего, очень ответственного бизнеса. Очень больно».
Как ожидается, работа международной комиссии, в которую войдут в том числе российские специалисты, начнется уже на этой неделе. О дате прощания с Наталией Филевой S7 сообщит дополнительно.
«Она просто делала добро, не делая из благотворительности пиар»
Наталия Филева была не только председателем совета директоров S7 Group и одной из самых богатых женщин в России, но и человеком, который занимался благотворительностью. Как рассказал “Ъ” председатель правления общественной организации «Гуманитарный проект» из Новосибирска Денис Камалдинов, госпожа Филева вложила свыше 70 млн руб. в проект по низкопороговому доступу к услугам экспресс-тестирования на ВИЧ. «В 2018 году по городу и области курсировали четыре тест-мобиля, в которых люди могли бесплатно и анонимно сдать кровь на ВИЧ и гепатит»,— рассказал он. Это проект показал, что тестирование в тест-мобилях оказалось как минимум в четыре раза эффективнее по выявлению ВИЧ-инфекции, чем обычное тестирование в медицинских учреждениях. По его словам, был начат диалог о продолжении проекта для помощи самым бедным и социально незащищенным людям, живущим с ВИЧ, проекта по доступной помощи и паллиативному уходу на дому, постконтактной профилактики для тех, кто попал в сложную ситуацию. «Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар»,— говорит господин Камалдинов.