Неоконченная пьеса для прокурора с Конгрессом

Александр Габуев о том, какие еще проблемы создаст России расследование Мюллера

После того как генпрокурор США Уильям Барр опубликовал выжимку расследования Роберта Мюллера, многие в России вздохнули с облегчением. В письме было сказано, что Трамп не вступал в сговор с Москвой и что нет достаточных свидетельств того, что он пытался помешать правосудию. Казалось бы, Россия может праздновать победу: больше поводов для санкций из-за российского вмешательства не будет.

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Но праздновать явно рано: и сам текст письма, и контекст его появления, напротив, должны заставить насторожиться. Прежде всего в письме используется формулировка «не установил факта сговора». В переводе с американского юридического это означает, что Роберт Мюллер не смог найти исчерпывающих доказательств того, что Дональд Трамп и его соратники вступали в сговор с российскими властями, имея при этом злой умысел. Но это вовсе не означает, что в расследовании Мюллера нет новых подробностей контактов команды Трампа с россиянами, которые могут возмутить американскую элиту.

Вскоре Уильям Барр должен передать текст доклада конгрессменам, лишь убрав детали, которые могут раскрыть источники и методы работы американских контрразведчиков. После этого скандальные подробности сразу начнут утекать в прессу, отравляя информационный фон вокруг России.

Кроме того, расследования относительно связи Трампа с Россией идут и в самом Конгрессе. И если раньше демократы старались не мешать расследованию Мюллера, то теперь причин сдерживаться нет. В результате они могут начать вызывать на Капитолийский холм многих свидетелей, включая членов семьи президента и даже его самого, и требовать выступить под присягой.

Уголовных последствий не будет — если даже Роберт Мюллер не нашел в действиях людей Трампа доказуемого состава преступления, конгрессменам это вряд ли удастся. Но публичные слушания создадут точки давления на президента в предвыборный год.

Также будет возможность вернуться к вопросу о препятствии правосудию. Демократы вряд ли пройдут мимо факта, что работавший два года Роберт Мюллер так и не смог вынести однозначного вердикта, а лояльный к президенту генпрокурор поспешно снял все обвинения.

Вряд ли вся предстоящая шумиха в СМИ и Конгрессе приведет к импичменту или всерьез ухудшит электоральные позиции Трампа — большинство американских избирателей волнуют другие вопросы, и шансы действующего президента переизбраться сейчас высоки.

Зато риск новых санкций против России она увеличивает. Опыт санкционной кампании 2017–2018 годов говорит об одном: даже если санкции не имеют никакой стратегической цели, а являются лишь эмоциональным посланием, это не значит, что их не примут.

Вся лента