Железная дорога и армия построят дорогу до Элегеста
ОАО РЖД стало генподрядчиком строительства линии Кызыл—Курагино
ОАО РЖД стало генподрядчиком строительства по концессии линии Кызыл—Курагино. В этой функции, как и предполагалось год назад, монополия может привлечь к стройке хорошо зарекомендовавшие себя на строительстве обхода Украины железнодорожные войска — при прокладке полотна в сложных условиях. Заключение договора генподряда позволит концессионеру приступить к финансовому закрытию: с банками договоренности есть, утверждает концессионер, а государственные деньги не понадобятся.
Глава ОАО РЖД Олег Белозеров и основной акционер Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК, ведет разработку Элегестского угольного месторождения) Руслан Байсаров 1 апреля подписали соглашение о том, что ОАО РЖД станет генеральным подрядчиком строительства железнодорожной линии Элегест—Кызыл—Курагино. Господин Байсаров выступал в функции генерального директора АО «ТЭПК “Кызыл—Курагино”», компании-концессионера, реализующей этот проект.
Как поясняют в ОАО РЖД, монополия берет на себя обязательства провести актуализацию проектной документации, построить и ввести в эксплуатацию железнодорожную линию к Элегестскому угольному месторождению. Инвестиции в проект составят около 126,6 млрд руб. (без НДС, в ценах 2017 года), срок строительства — 4,5 года, уточняют в ОАО РЖД. Протяженность новой однопутной линии составит 410 км. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки 8 тоннелей общей длиной 11 км, возведения 127 мостов протяженностью около 16 км.
Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге. Общая стоимость проекта (Элегест, железная дорога и терминал на Дальнем Востоке) — около 360 млрд руб.
Концессия по линии Кызыл—Курагино к Элегестскому угольному месторождению с запасами 855 млн тонн коксующегося угля, строительство которой не могли начать десять лет, была подписана в 2018 году (см. “Ъ” от 19 апреля). Концедент — Росжелдор. В капитале концессионера, АО «ТЭПК “Кызыл—Курагино”», по 47,5% — у ТЭПК и УК «Лидер», еще 5% владеет ОАО РЖД. Срок концессии — 30 лет (с октября 2018 по декабрь 2048 года). 15% инвестиций — собственные средства концессионера, остальное он займет. Плановый объем перевозок — 15 млн тонн в год.
«Этот проект также возможность выхода на экспортные рынки, возможности в последующем продолжить железную дорогу на территории сопредельных государств»,— говорит глава Минтранса Евгений Дитрих, тот же аспект подчеркивают и глава Минэкономики Максим Орешкин и Олег Белозеров. Напомним, что рассматривается соединение этой ветки с железнодорожной сетью Монголии. В 2016 году Монголия, Россия и Китай утвердили два проекта железнодорожных коридоров, интегрирующих все три страны: западного (Курагино—Кызыл—Цаган-Толгой—Урумчи) и северного (Курагино—Кызыл—Цаган-Толгой—Эрдэнэт—Пекин—Тяньцзинь).
Следующий этап после привлечения генподрядчика — финансовое закрытие, уточнил господин Орешкин. «Я проговорил практически со всеми ведущими банками нашей страны,— говорит господин Байсаров,— наши предложения у них есть, мы глубоко вошли в реализацию финансового закрытия».
Источники финансирования уже есть, заверил он, не раскрывая их, но подчеркнул, что «государственных денег в этом проекте нет».
Руслан Байсаров сообщил, что выпуск инфраструктурных облигаций по-прежнему запланирован, объем выпуска будет понятен при финансовом закрытии.
В финансовую модель заложена минимальная цена коксующегося угля $110 за тонну, пояснил господин Байсаров, при сегодняшних $200. «Бывали времена, когда он стоил и $360, и даже свыше $400, но мы не берем высоких планок, у нас даже ниже среднего»,— говорит он, уточняя, что Bloomberg дает анализ не менее $200 за тонну.
Выступление ОАО РЖД в нетипичной для себя роли генподрядчика господин Белозеров объяснил тем, что у монополии есть хорошие компетенции и по наиболее важным проектам она как раз выступает в роли комплексного исполнителя. Как сообщал “Ъ” в мае прошлого года, на строительство этой ветки могут быть направлены железнодорожные войска, ранее успешно справившиеся со строительством обхода Украины.
«Компетенция, накопленная в разных регионах при реализации наших проектов, подразумевает возможность использования совместных железнодорожных войск,— говорит Олег Белозеров.— У каждого подразделения у нас в стране есть свои специфические компетенции. У железнодорожных войск они тоже есть: работа в сложных условиях, прокладка железнодорожного полотна. Проект большой и эффективный, и мы думаем, что должны для этого сложить все существующие у нас усилия и получить хороший результат. Совместную работу с железнодорожными войсками мы уже вели». При этом он уточнил, что будут привлекаться и субподрядчики. Однако господин Белозеров подчеркнул, что в данном случае «рост сети и ее провозных способностей достигается прежде всего не за счет инвестиций ОАО РЖД».