В объезд за скидкой
Железные дороги предлагают операторам снизить тарифы
ОАО РЖД предлагает всем операторам по образцу своей Федеральной грузовой компании (ФГК) дать грузоотправителям, использующим малозагруженные участки сети, скидки под гарантии объемов. По мнению монополии, это ликвидирует отпугивающий эффект высоких ставок на вагоны и позволит задействовать парк, простаивающий в ожидании погрузки на экспортные порты. Но операторы утверждают, что цены на вагоны в подобных ситуациях уже и так снижаются в силу экономических причин, а для привлечения новых грузов монополии следует самой ввести скидки.
ОАО РЖД предложило операторам предоставить скидки грузоотправителям на малозагруженных направлениях, дабы задействовать вагоны, которые сегодня стоят в ожидании погрузки на востребованных экспортных направлениях на порты. «Сегодня более 300 км на пути занято порожними вагонами, более 20 тыс. вагонов простаивает — они просто никому не нужны и занимают инфраструктуру,— рассказывает заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— Более пяти суток стоят почти 10 тыс. вагонов, прямо сейчас, в данный момент, притом что у нас погрузка продолжает расти».
Чтобы повысить эффективность использования вагонов на незагруженных участках, ОАО РЖД со своей Федеральной грузовой компанией уже предложили грузоотправителям скидку по некоторым свободным направлениям в обмен на гарантированную загрузку. «ФГК приняла решение о снижении ставок для этих конкретных незагруженных направлений на 10%, и в принципе мы готовы начать точно такую же работу со всеми другими операторами»,— говорит Алексей Шило.
Пока речь идет только о полувагонах и строительных грузах, уточняют в ОАО РЖД. Под скидку ФГК подпадают нелимитирующие направления Московской, Юго-Восточной, Приволжской, Куйбышевской, Горьковской железных дорог.
«Если вы, операторы, снижаете ставки и тем самым привлекаете груз на незагруженные участки инфраструктуры ОАО РЖД, железная дорога со своей стороны готова вам обеспечить сокращение оборота вагонов и в целом сохранение той доходности, которую вы сегодня имеете,— подчеркивает господин Шило.— То есть, наша цель — сказать, что зарабатывать сегодня на перевозках можно не только стоя в очереди в направлении Дальнего Востока, но и используя незагруженные участки инфраструктуры».
По мнению господина Шило, ставка на вагон достаточно высока, и это в числе прочего является сдерживающим фактором для наращивания перевозок, например, строительных грузов. По данным ОАО РЖД, суточная ставка аренды полувагонов за 2018 год выросла на 21%, до 2 тыс. руб. в сутки, с ноября 2018 года удерживается на этом уровне (на споте, впрочем, может достигать и 2,4–2,6 тыс. руб.).
Гендиректор ФГК Виктор Воронович отметил, что компания уже подписала соглашения о скидках с крупными грузовладельцами — ННК и «ЛСР. Базовые». По его мнению, скидка в 10% от ставок весьма существенная — в среднем 4 тыс. руб. за вагоноотправку. «Без изменения оборота это минус 400–500 руб. на вагон от суточной доходности»,— отмечает он.
Один из операторов говорит, что ОАО РЖД недавно уже обращалось «к сообществу» с предложением о скидках. В феврале погрузка на сети упала, поясняет он, монополия переговорила с грузоотправителями, и те сказали, что готовы предъявить к перевозке около 700 тыс. тонн продукции, в том числе примерно 100 тыс. тонн — дорогих тарифных классов. ОАО РЖД тогда предложило операторам дать скидки таким грузоотправителям, по списку, но операторы решили, что идея нерыночная и «предъявлена в излишне ультимативном тоне».
Новые формулировки нравятся участникам рынка больше, поскольку «не выходят за рамки коммерческой логики». «Уровень ставок динамичен,— говорит один из операторов.— Если направление следования мало загружено и на нем высокая оборачиваемость, ставки, конечно, будут пропорционально ниже, так как главным образом преследуется суточная доходность вагона».
Если на малодеятельном участке есть клиент с быстрым оборотом вагона, то, учитывая это преимущество, у него и так ставка будет ниже остальных, соглашается другой собеседник “Ъ”. Он отмечает, что в последнее время частный сектор существенно обновил парк, инвестиции нужно окупать, компании не могут позволить себе работать в убыток, предоставляя еще и дополнительные скидки: «Для поддержания клиентов, станций и малодеятельных участков ОАО РЖД может само дотировать эти направления и полигоны в рамках ценового коридора (возможности ОАО РЖД снижать тариф относительно установленного ФАС.— “Ъ”)».
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин согласен, что привлекательность схемы для грузоотправителей снижается из-за необходимости гарантировать объемы при отсутствии скидки на железнодорожный тариф. Скидка же к вагонной составляющей в 10%, добавляет господин Иванкин, даст лишь некоторый эффект. Для некоторых операторов схема может быть интересной, уточняет эксперт, но широкого применения не получит.