Электромобили скоро подешевеют
Их использование к 2022 году будет не дороже обычных машин, считают в BCG
Стоимость владения электромобилем и машиной с двигателем внутреннего сгорания в Европе в ряде сегментов может сравняться уже в 2019–2022 годах, подсчитали в The Boston Consulting Group (BCG). В России паритет может быть достигнут в ближайшие годы, если государство поддержит развитие зарядных станций. Пока же спрос на электромобили на российском рынке продолжает быть штучным, и сегмент требует господдержки. При этом локализация технологий в РФ не даст толчка спроса, считают в BCG.
Стоимость владения электромобилем и автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в европейских странах в сегменте C («гольф-класс») сравняется уже в 2022 году (при 10-летнем сроке владения), подсчитали в BCG, в сегменте кроссоверов — уже в 2019 году. По России в компании прогнозов не дают, но отмечают благоприятное соотношение стоимости углеводородного топлива и электроэнергии.
При этом одним из ограничений для достижения паритета по стоимости владения электромобиля и машины с двигателем внутреннего сгорания в РФ в сопоставимые сроки является плохо развитая инфраструктура.
Всего в мире насчитывается более 320 тыс. стандартных зарядных станций и 120 тыс. станций быстрой зарядки, сообщается в отчете компании. По уровню обеспеченности зарядными станциями лидируют Нидерланды с 0,27 станции на один электромобиль, далее следуют Германия — 0,22, Китай — 0,17 и Япония — 0,14 (при среднем значении по миру — 0,14).
В России, по данным BCG, на 2,5 тыс. электромобилей (парк на 1 июля 2018 года) приходится около 170 зарядных станций, то есть на один электромобиль приходится около 0,068 станции. При этом срок окупаемости каждой станции, по оценкам BCG, до 7,5 года. Зарядная инфраструктура во многих странах субсидируется государством, говорится в исследовании, при этом автоконцерны также стараются инвестировать собственные средства в развитие зарядных станций, так как от этого в значительной степени зависит спрос на их продукцию. В РФ, по мнению партнера и управляющего директора, главы экспертной практики по тяжелой промышленности и транспортному машиностроению в России и СНГ BCG Григория Рубина, развитие зарядной инфраструктуры на начальном этапе должно обеспечиваться за счет господдержки.
В BCG говорят, что в целом господдержка остается важным фактором динамики спроса на автомобили. В России в рамках стратегии развития автомобильной промышленности впервые был официально поставлен вопрос о необходимости развития рынка автомобилей на альтернативных источниках топлива. Среди уже реализованных мер, в частности, возможность для владельцев электромобилей в Москве парковать свои машины бесплатно, в Санкт-Петербурге электромобили освобождены от уплаты транспортного налога, говорится в исследовании BCG. Сейчас обсуждается возможность доступа электромобилей на полосы для маршрутных транспортных средств.
Сегодня спрос на электромобили остается буквально штучным: в 2018 году, по данным «Автостата», продажи новых электромобилей в РФ выросли на 51,6%, до 144 штук.
В основном это модели Nissan Leaf (76 штук), Tesla Model X и Model S (40 и 12 штук соответственно). Далее идет представленный в декабре электрический кроссовер Jaguar I-Pace (восемь машин) и Renault Twizy (семь штук), а также Tesla Model 3 (одна штука). Основная масса электромобилей была продана в Москве (46 машин) и Приморском крае (24 штуки). В целом парк электромобилей на 1 января 2019 года насчитывает 3,6 тыс. машин, подсчитали в «Автостате», что составляет менее 0,01% от общего парка легковых автомобилей РФ. Примерно каждый пятый электромобиль зарегистрирован в Приморье (735 штук), что выше суммарного объема парка таких машин в Москве (405 штук), Подмосковье (141 штука) и Петербурге (106 штук).
Правительство также признает отставание российского рынка от глобальных темпов роста в среднем на четыре-пять лет, подчеркивают в BCG, и предполагается, что доля электромобилей в общих продажах всех автомобилей в России в 2020 году будет составлять 1–1,5%, что эквивалентно 15–25 тыс. единиц. В 2020–2025 годах правительство допускает увеличение этого показателя до 4–5% от общего объема продаж (85–100 тыс. единиц). Глава Минпромторга Денис Мантуров в конце марта в интервью «России 24» признавал, что в России в ближайшее время не ждут массового спроса на электромобили. Он отметил, что для развития этого рынка на ввоз электромобилей введена нулевая пошлина. Напомним, в конце февраля премьер Дмитрий Медведев утвердил изменения в стратегию развития автопрома (распоряжение правительства РФ от 22 февраля 2019 года N263-р). Так, в перечень новых видов высокотехнологичной продукции автомобильной промышленности, «локализация производства которых на территории РФ имеет критическое значение в среднесрочной перспективе», вошли в том числе электромобили.
Локализация технологий в РФ не даст толчок распространению электромобилей на рынке, считает Григорий Рубин: «Зависимость тут пока что обратная: спрос на электромобили влияет на создание производственных мощностей в конкретном регионе». В том числе из-за того, что спрос определяет развитие мощностей, выпуск аккумуляторов в основном сосредоточен в Китае, США и странах Европы, отмечает он.
Летающему такси нашли технологические барьеры
Многие компании, включая Uber, Boeing и Audi, разрабатывают собственные версии летающего такси. По мнению аналитиков компании Deloitte, перед компаниями, занимающимися такими разработками, стоит несколько проблем, которые предстоит решить перед тем, как такие полеты станут реальностью. Среди этих барьеров — необходимость создания экономичного электрического двигателя и аккумуляторов, заряда которых хватит на достаточно продолжительный полет, а также развитие систем управления воздушным движением, систем предупреждения столкновений и контроля за уровнем шума.