От «Лосиного острова» отрежут территорию под дорогу
Для строительства дублера Щелковского шоссе понадобится больше земли, чем планировалось
Минприроды разработало проект постановления правительства, исключающего из состава нацпарка «Лосиный остров» 140 га территории для дублера Щелковского шоссе. Росавтодор несколько лет безуспешно пытался решить этот вопрос, в итоге его пришлось вынести на уровень премьера Дмитрия Медведева, который и поручил Минприроды выделить земли. Ранее речь шла об исключении из состава нацпарка не более 100 га территории. Документ уже раскритиковали экологи.
Проект постановления правительства по изменению границ нацпарка «Лосиный остров» разработан Минприроды. 21 марта ведомство направило документ (есть у “Ъ”) на согласование в Минфин, Минэкономики, Минтранс, Минобороны, Рослесхоз, правительство Московской области и другие ведомства. Минприроды просит согласовать проект «в возможно короткий срок». Из состава нацпарка исключается 140 га территории (включая 54 га, занятых лесными насаждениями) «в целях обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области» — строительства 19-километрвого дублера Щелковского шоссе. Этим же проектом к нацпарку присоединяется более 1,8 тыс. подмосковных лесов, входящих сейчас в Монинское и Горенское лесничества.
Вопрос о расширении Щелковского шоссе — одного из самых перегруженных в Московской области — обсуждается с 2013 года. Росавтодор выбрал в качестве оптимального варианта строительство дублера через лес, так как для реконструкции трассы нужно сносить много домов. Лесной массив, через который пройдет дорога, входит в состав «Лосиного острова», но на территории ООПТ строить нельзя — нужно двигать границы нацпарка. Проект долгое время не согласовывался Минприроды, несмотря на готовность подмосковных властей (заинтересованных в новой дороге для ликвидации пробок) компенсировать своими лесами потери нацпарка.
В середине марта нынешнего года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев рассказал о проблеме премьеру Дмитрию Медведеву, тот поручил Минприроды разработать постановление об изменении границ. Ранее ведомство уже публиковало проект о расширении нацпарка, но про исключение территории в нем не упоминалось. В документе, который есть в распоряжении “Ъ”, это заложено впервые.
В конце марта строительство дублера поддержал и спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. «Это вполне приемлемый вариант, потому что иначе москвичи будут стоять в пробках,— заявил он.— Рано или поздно из-за выхлопных газов стоящих в пробках автомобилей от ''Лосиного острова'' вообще ничего не останется». Строительство дублера оценивается в 37–45 млрд руб. (оценки подмосковных властей и Росавтодора разнятся). Проекта дороги пока нет, по оценкам экспертов, строительство будет вестись в 2021–2024 годах.
По первоначальному плану 2014 года из нацпарка нужно было исключить 100 га территории.
Эта же цифра звучала на мартовской встрече премьера и губернатора. Позже зампред подмосковного правительства Дмитрий Куракин называл цифру в 120 га. В проекте Минприроды речь идет уже о 140 га, что на 40% больше, чем в первоначальном проекте. Любопытно также, что встреча с Андреем Воробьевым проходила 12 марта, а поручение Дмитрия Медведева по ее итогам датируется почему-то 7 марта.
На увеличении изымаемых площадей обращает внимание и эксперт «Гринпис России» Михаил Крейндлин. «Есть вероятность, что изымаемые участки захотят также использовать, например, для строительства торговых центров»,— считает он. Господин Крейндлин указывает и на то, что то закон об особо охраняемых природных территориях запрещает изымать участки из границ нацпарков: «Если сейчас Минприроды обойдет каким-то образом закон, то такая практика может распространиться и на другие ООПТ». В этом случае проект строительства дороги не будет проходить экологическую экспертизу, а значит, меры по минимизации ущерба экологии не будут обязательными.
«По сути, руками федерального правительства кто-то пытается узаконить незаконную стройку,— сообщил в Facebook эколог ''Общероссийского народного фронта'' (ОНФ) Антон Хлынов.— В результате может быть создан опаснейший для всей системы федеральных ООПТ прецедент, когда лишь постановлением правительства РФ могут произвольно изменяться границы этих ООПТ в угоду бизнеса (застройщиков), недропользователей и иных интересантов». По его словам, координаты изменяемых границ, заложенные в проекте постановления, свидетельствуют о планах исключить из состава нацпарка участок площадью около 30 га, где в настоящее время в интересах компании «Ташир» ведется строительство торгового центра. «О незаконности этой стройки неоднократно заявляли местные активисты и ОНФ, однако решение все равно пытаются продавить — теперь вот подложив каталог координат с нужным изменением границ на стол премьер-министру»,— пишет господин Хлынов.
«Земли национального парка относятся к федеральной собственности, поэтому процедура изъятия в данных случаях не должна применяться,— говорит руководитель направления ''Коммерческие споры'' компании ''Рустам Курмаев и партнеры'' Василий Малинин.— В противном случае получается так, что Российская Федерация изымает у себя землю, что противоречит логике здравого смысла и закону. Если власти планируют осуществить строительство дороги в границах национального парка, то это возможно сделать без изъятия, но только если автодорога необходима для функционирования национального парка и расположенных в его границах населенных пунктов».
«Однако для строительства автомагистрали, эксплуатация которой не связана с функционированием национального парка или расположенных в его границах населенных пунктов, действительно требуется изъятие участков,— говорит юрист НЮС ''Амулекс'' Андрей Еремин.— Законодатель допускает такую возможность, если изымаемые участки не имеют самостоятельного особого природоохранного значения (не входят заповедную зону и особо охраняемую зону)».
Антон Хлынов указывает, что часть изымаемых участков относится к рекреационной и хозяйственным зонам. Также вырезаемый участок в восточной части «Лосиного острова» находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия, который ранее входил в заповедную зону нацпарка. «Но сейчас законом не предусмотрено изменение границ нацпарков,— не соглашается господин Хлынов.— Об этом как минимум говорят непрекращающиеся попытки внесения поправок на эту тему в законодательство, которые не приводят к успеху».