В зимних видах открылась перспектива
Результаты сезона добавили олимпийского оптимизма
Результаты, показанные российскими спортсменами в завершающемся зимнем сезоне, формально можно трактовать как не такие уж грандиозные. В его условном медальном зачете сборная России не попадает в топ-тройку из-за дефицита побед на главных турнирах по сравнению с лидерами. Но правильнее, видимо, будет куда более оптимистичная трактовка. Огромное количество завоеванных ею медалей вкупе с молодостью большинства лидеров рисуют неплохие перспективы на Олимпиаде 2022 года в Пекине.
Формально очередной зимний спортивный сезон не совсем закрыт. В его рамках еще будут разыгрываться медали на довольно заметных турнирах. Сейчас в Канаде, например, завершается чемпионат мира у керлингистов, на следующей неделе в Японии пройдет мировое командное первенство в фигурном катании, вынесенное за рамки «классического», а в мае в Словакии — в хоккее. Но они уже не могут оказать существенного влияния на итоги сезона, которые проще всего оценивать тем же способом, что и на Олимпиадах,— по количеству добытых страной медалей. В данном случае — на главных состязаниях сезона, то есть тех, которые обладают рангом чемпионата мира.
Этой весной соблазн заняться медальной математикой у тех, кому небезразличен российский спорт, видимо, был велик как никогда. И породил его сезон прошлый. По ходу того сезона кульминации достиг допинговый кризис, и из-за жестокой фильтрации, устроенной Международным олимпийским комитетом (МОК), сборная России на Олимпиаде в Пхёнчхане недосчиталась огромного отряда своих лучших представителей, а ее медальный набор — с двумя победами — из-за секвестра был худшим в истории и не позволил проникнуть хотя бы в первую десятку медального зачета. В постолимпийском сезоне состав российских зимних команд претерпел, конечно, изменения (скажем, его пропустил гений шорт-трека Виктор Ан, а Антон Шипулин, основной поставщик призов отечественному биатлону, попрощался со спортом, зато дозрели до элитного уровня некоторые новые лица), но все-таки не настолько радикальные, чтобы проекция на Южную Корею потеряла смысл. Вывод получился таким же предсказуемым, как и пхёнхчханское падение: ну да, в оптимальном составе наград у сборной России было бы не просто больше, а намного больше. Спорный момент заключается в том, стоит ли собранную ею коллекцию приравнивать к возвращению лидирующего статуса в зимних видах, официально обретенного на Олимпиаде в Сочи. Ведь даже масштабные чистки во время допингового кризиса пока не лишили Россию позиции на верхушке таблицы ее медального зачета, казалось, гарантирующей не только светлое настоящее, но и — благодаря заложенной базе — светлое будущее.
В классификации закрывающегося сезона, в которой учитываются лишь фигурирующие в олимпийской программе дисциплины, она шестая, позади и других зимних грандов — Норвегии, Германии и США,— и Голландии с Южной Кореей (см. справку). И это вроде бы не совсем то место, которым следует гордиться. Как и число побед, одержанных на чемпионатах мира российскими спортсменами. Для того чтобы сосчитать их, пальцев руки вполне хватает. Максим Буров — чемпион мира по фристайлу в акробатике, Дмитрий Логинов — по сноуборду в слаломе (на самом деле двукратный, но в олимпийской программе из двух разновидностей слалома присутствует одна), Алина Загитова — по фигурному катанию, Виктор Мурашов — по конькобежному спорту на дистанции 500 м, и наконец, на мировом санном первенстве золото взяла российская бригада в эстафете.
Полдесятка высших наград по созданным сочинским фейерверком меркам — так себе результат. На Олимпиаде пятилетней давности их у российских спортсменов было — в «актуальной», после допинговых зачисток, версии — 11. Можно, правда, предположить, что в ближайшие недели побед станет побольше, поскольку командный турнир в фигурном катании и хоккей — это очевидные шансы для России. Но в лучшем случае они поднимут ее на строчку выше.
Но тут надо учитывать важный нюанс. Не позволил пробраться в топ-тройку России именно победный дефицит. По общему же количеству медалей она вторая, сразу вслед за Норвегией. А 36 призовых мест — это грандиозная цифра. Даже на аномально успешной, прорывной сочинской Олимпиаде их было меньше: в «актуальной» версии осталось 29 наград.
Медали России на Олимпиаде 2018 года и на чемпионатах мира 2019 года в олимпийских дисциплинах
|
*В 97 из 109 дисциплин.
Но есть и другие нюансы, заставляющие корректировать окраску сезона, считать его не средненьким, рядовым, а чрезвычайно примечательным. Первый — это достижения россиян в Кубках мира в своих жанрах, не всегда конвертировавшиеся в такой же ценности достижения на пиковых состязаниях.
В конькобежном спорте на 500-метровке в сезоне доминировал вообще-то не Мурашов, а его соотечественник Павел Кулижников, выигрывавший старт за стартом и обновивший мировой рекорд. А на «полуторке» и стайерских дистанциях стабильнее остальных были Денис Юсков и Александр Румянцев. В санном спорте чемпионат мира на хорошо знакомой домашней трассе выиграл великий немец Феликс Лох, но Кубок мира прошел под знаком превосходства россиян — Семена Павличенко и Романа Репилова. Примерно тот же расклад в скелетоне. Золото чемпионата мира — у латыша Мартина Дукурса, однако на кубковых этапах царил российский спортсмен Александр Третьяков. В «дистанционном» зачете Кубка мира по лыжным гонкам равных не было Александру Большунову, которого норвежцы на чемпионате мира обыгрывали, кажется, не столько классом, сколько слаженной, как в велоспорте, командной работой: в российской сборной она до сих пор не прижилась.
Второй нюанс еще прочнее связан с перспективами России на следующей зимней Олимпиаде, которую примет в 2022 году Пекин. Он заключается в возрастных характеристиках российских команд и их героев. Они, эти характеристики, весьма привлекательны.
Александру Большунову, только в предыдущем сезоне попавшему в основу сборной, 22 года. Наталье Непряевой, тоже медалистке лыжного мирового первенства и тоже серебряному призеру Кубка мира, стремительно прибавляющей,— 23, как и Роману Репилову. Павлу Кулижникову — 24. Столько же Никите Трегубову, который на чемпионате мира финишировал вторым за Мартином Дукурсом. По 27 — Семену Павличенко и новому биатлонному фронтмену Александру Логинову: для их видов спорта, где в цене опыт,— даже не расцвет, а приближение к нему. Максим Буров с его невероятной сложности прыжками и Дмитрий Логинов, который свои золотые медали на чемпионате мира завоевывал, играючи расправляясь с конкурентами, вообще вчерашние юниоры: Бурову — 20, Логинову недавно исполнилось 19.
С Алиной Загитовой «кейс» специфический, потому что в женском фигурном катании проблемы физиологического свойства часто начинаются именно в 16 лет. Но тут надо знать о том, что Загитову, что бы с ней ни происходило в дальнейшем, подпирает целый взвод неординарных по потенциалу российских фигуристок, в том числе работающих в той же группе тренера Этери Тутберидзе юниорок с ультрасложными программами, готовых уже выйти на взрослый лед. Сдача высот в этом жанре выглядит чем-то маловероятным. Как, впрочем, и в большей части остальных, наоборот, сулящих скорее движение вперед.
Российские герои зимы
Алина Загитова, фигурное катание
Чемпионка пхёнчханской Олимпиады в этом сезоне проходила через тот мучительный процесс взросления, который подкосил карьеры уже очень многих взлетевших на верхушку в школьном возрасте фигуристок. Алина Загитова не выиграла ни один из важнейших турниров, предшествовавших чемпионату мира в Сайтаме,— ни финал Гран-при, ни чемпионат Европы, ни российское первенство. Она часто ошибалась, падала, а те, кто разбирается в тонкостях фигурного катания, обратили внимание на тот факт, что в плане сложности и ценности технического контента россиянку обошла японка Рика Кихира. Но в Сайтаме замандражировавшая Кихира до медалей не добралась, а Загитова, безупречно, словно вернувшись в олимпийский сезон, исполнив обе программы, взяла золото.
Семен Павличенко, санный спорт
Если после сочинской Олимпиады и были какие-то сомнения насчет того, что Семен Павличенко способен компенсировать сборной России потерю ее выдающегося лидера — завершившего карьеру Альберта Демченко, то этот сезон развеял их полностью. Прибавлявший от года к году Павличенко одержал четыре личные победы на этапах Кубка мира, уверенно выиграв общий зачет. На этом фоне две бронзы мирового первенства — в «классике» и не входящем в олимпийскую программу спринте — воспринимались как досадные осечки. Впрочем, Павличенко реабилитировался блестящим выступлением в эстафете, принесшей российской команде золото.
Дмитрий Логинов, сноуборд
Одним из самых ярких событий чемпионата мира по сноуборду в американском Парк-Сити было, конечно, выступление Дмитрия Логинова. Спортсмен, только-только перебравшийся во взрослую элиту из юниорских соревнований, а за год до этого на Олимпиаде в Пхёнчхане оставшийся за пределами топ-30, поражал и скоростью, и тактической зрелостью, заставляя нервничать и ошибаться куда более матерых соперников. Сочетание этих качеств принесло Логинову золото и в параллельном слаломе, и в параллельном гигантском слаломе и сделало самым молодым в истории чемпионом мира в дисциплине, подразумевающей вроде бы, что для прорыва нужно накопить приличный опыт.
Максим Буров, фристайл
О Максиме Бурове много говорили еще год назад. Он первенствовал в Кубке мира в своей дисциплине — акробатике — и на Олимпиаду в Пхёнчхан отправлялся, будучи одним из фаворитов, но там упал в квалификации. В итоге в центре внимания оказался старший брат Бурова Илья, которому досталась бронза. В следующем сезоне прыжки Максима Бурова стали еще сложнее, а приземления — еще четче. Его победа на чемпионате мира в Парк-Сити получилась эталонной. Выиграны все три раунда, а по оценкам Буров на голову превзошел украинца Александра Абраменко, обладателя пхёнчханского золота.
Александр Большунов, лыжные гонки
То, что в России появилась новая суперзвезда лыжных гонок, стало ясно еще год назад. Александр Большунов, недавний юниор, попал на Олимпиаду в Пхёнчхан почти случайно — из-за того, что, проводя «фильтрацию», МОК «отцепил» половину российских лидеров. К тому же выступал на ней он сразу после болезни. Несмотря на это, Большунов привез из Южной Кореи три серебра и бронзу, упустив золото в престижнейшем 50-километровом марафоне только из-за неопытности — в концовке не переобулся в свежие лыжи. В этом сезоне он еще добавил. Большунов отдал Кубок мира своему сверстнику — норвежскому вундеркинду Йоханнесу Клэбо — лишь потому, что в сегодняшнем кубковом формате больше «удельный вес» спринтерских соревнований: в них Клэбо немножко сильнее. В гонках дистанционных же Большунову равных нет. А его медальный набор на чемпионате мира в Зефельде — четыре серебра — был бы наверняка куда богаче, если бы не сумасшедшая форма Клэбо и не умение норвежцев всей командой работать на своих лидеров, помешавшее россиянину первенствовать в скиатлоне и марафоне.
Павел Кулижников, конькобежный спорт
В карьере Павла Кулижникова могло быть уже две Олимпиады и несколько олимпийских наград. В Сочи, будучи недавним юниором, вышедшим на вполне взрослые скорости, он не попал из-за допинговой дисквалификации (основная версия — виноват спрей для носа, содержавший запрещенный препарат), в Пхёнчхан, будучи уже лидером на спринтерских дистанциях,— из-за того, что с его бэкграундом никак не мог проскочить «фильтр» МОК. Но Кулижников еще очень молод, и признаков его регресса после таких психологических ударов нет никаких. Наоборот, этот сезон, если оставить за скобками неудачный чемпионат мира на отдельных дистанциях, вышел для него замечательным. Доминирование на дистанции 500 м в Кубке мира, победа на мировом первенстве в спринтерском многоборье плюс новый мировой рекорд на «пятисотке», установленный в марте в Солт-Лейк-Сити,— 33,61.