Российские потребители страдают слабостью рубля
Credit Suisse оценил потребительские настроения на развивающихся рынках
Швейцарский банк Credit Suisse изучил потребительские настроения восьми наиболее перспективных развивающихся рынков. Россия заняла седьмое место из восьми, хуже настроения потребителей оказались лишь в Турции. Исследователи отметили, что в России потребители страдают от экономических проблем, связанных с политическими рисками и слабостью местной валюты, а ожидания роста инфляции в России почти в два раза выше, чем в среднем по другим развивающимся рынкам.
В ходе исследования Emerging Consumer Survey 2019 эксперты Credit Suisse провели опрос 13 285 респондентов из восьми развивающихся стран мира — Китая, Индии, Бразилии, России, Турции, Мексики, Индонезии и Таиланда. 8% опрошенных (1005 человек) представляют Россию.
Целью исследования Credit Suisse является «анализ структуры, поведения и настроения потребителей (в крупных развивающихся странах.— “Ъ”), которые оказывают все больше влияния на мировое потребление». Так, например, Китай и Индия вместе уже составляют 15% мирового потребления. С учетом растущих доходов граждан этих стран эксперты CS ожидают дальнейшего изменения мировой карты потребления.
В рамках исследования опрошенные отвечали на пять вопросов:
- «Считаете ли вы текущий момент хорошим временем для какой-либо крупной покупки?»,
- «Считаете ли вы, что в ближайшие шесть месяцев ваше личное финансовое состояние улучшится, ухудшится или останется на том же уровне?»,
- «Каковы ваши ожидания по поводу инфляции в ближайшие 12 месяцев?»,
- «Как изменится благосостояние вашей семьи/домохозяйства в ближайшие 12 месяцев?»,
- «Как изменилось благосостояние вашей семьи/домохозяйства в последние 12 месяцев?».
По результатам обобщенных данных Credit Suisse пришел к выводу, что с учетом всех параметров первое место по уровню потребительской уверенности, как и в прошлом году, заняла Индия. С прошлого года реальные зарплаты индийцев выросли в среднем на 8%, то есть больше, чем в любой другой стране, в которых проводилось исследование. Индийские потребители заняли места в первой тройке по всем вопросам, кроме инфляционных ожиданий (пятое место).
Китай, занимавший в прошлом году второе место после Индии, в этом году опустился на третье место. На относительное ухудшение потребительских настроений в Китае повлияли торговые войны и замедление экономического роста страны, что привело к самому медленному росту реальных зарплат за последние семь лет.
Лучше всех за последний год потребительские настроения выросли в Мексике и Бразилии, где в результате выборов произошли существенные политические изменения, они и привели к росту оптимизма среди местных потребителей. Бразилия в общем рейтинге заняла второе место, обойдя Китай, а Мексика переместилась с шестого на четвертое место. На пятом месте оказалась Индонезия, на шестом — новичок этого года Таиланд. Замыкают рейтинг Россия и Турция, занявшие седьмое и восьмое места соответственно. Но если в прошлом году потребительские настроения в Турции были заметно выше, что дало стране пятое место в общем рейтинге, то Россия осталась на седьмом месте, как и в прошлом году.
Исследователи Credit Suisse отмечают схожие тенденции для России и Турции, где экономика, а следовательно, и потребители страдают от политических рисков и слабости местных валют по отношению к основным мировым валютам.
Говоря о результатах исследования в России, в Credit Suisse уточнили, что в 2018 году сильнее всего — на 40% — ухудшилось финансовое состояние наименее обеспеченной группы респондентов с доходом ниже $7,5 тыс. в год. В группе респондентов с годовым доходом $15 тыс. в год финансовое состояние ухудшилось на 15%, с доходом $25 тыс.— на 10%.
Финансовое состояние респондентов с уровнем дохода $40 тыс. в год с прошлого года не изменилось, с доходом $60 тыс. в год — выросло на 5%, с доходом $85 тыс.— выросло на 4%, с доходом свыше $100 тыс.— выросло на 2%. В связи с этим средний доход россиян остался на уровне 2017 года, в то время как в прошлом году наблюдался его небольшой рост — около 5%.
На фоне стагнирующего финансового состояния россиян в целом и резко ухудшившегося состояния наименее обеспеченных групп населения в России зафиксированы самые высокие инфляционные ожидания — почти в два раза выше, чем в среднем по другим развивающимся рынкам.
Говоря о структуре расходов россиян, Credit Suisse отмечает, что большая часть ежемесячных трат всех возрастных групп приходится на продукты питания (см. диаграмму). Однако люди в возрасте от 18 до 29 лет тратят на еду на 6% меньше от своих ежемесячных расходов (42%), чем респонденты в возрасте от 56 до 65 лет (48%). Меньше всего российские респонденты тратят на здравоохранение и образование (от 1% до 4% месячного дохода).
Что касается сбережений россиян, то по сравнению с 2017 годом на 15% (с 60% до 45%) снизился процент российских респондентов, не откладывающих сбережения на будущее из-за отсутствия лишних средств. Почти на треть выросло количество людей, делающих сбережения в наличности (с 20% до 30%), и немного (с 25% до 28%) вырос процент хранящих свои сбережения в банке.