Стаканчик просто открывался
Александр Флегинский занялся кофейным бизнесом
Бывший кинопрокатчик и действующий ресторатор Александр Флегинский откроет сеть кофеен в Перми и Санкт-Петербурге. Количество планируемых к открытию точек и объем инвестиций бизнесмен не раскрывает. Эксперты считают, что у этого рынка большой потенциал и в провинции, и в столице, особенно если владельцы сосредоточатся на приготовлении качественного напитка и небольшом меню. Окупиться вложения могут уже за два года. Объем инвестиций в открытие одной торговой точки, в зависимости от формата, эксперты оценивают в диапазоне €4–12 тыс.
Бизнесмен Александр Флегинский открыл новую компанию в Санкт-Петербурге — ООО «Фармерс Кофе Ко». Данные об этом содержатся в базе «СПАРК-Интерфакс». Господин Флегинский — 100-процентный владелец общества, руководителем значится УК «Пионер». Компания зарегистрирована 20 марта. Напомним, Александр Флегинский владеет в Перми частной филармонией «Триумф», пиццерией Toropomodoro, баром «Совесть». Также ему принадлежала сеть кинотеатров Very Velly, которую он продал в пользу «Синемапарка».
Александр Флегинский сообщил “Ъ”-Прикамье, что новая компания планирует развивать сеть кофеен в Перми и Санкт-Петербурге. Их количество пока не раскрывается. При этом, по данным сервиса 2Gis, в северной столице работают две кофейни под брендом Farmers Coffee: на 17-й линии Васильевского острова и на Заневском проспекте. Однако первые публикации в Instagram-аккаунте этой сети датируются еще 2017 годом. Господин Флегинский заявил, что не имеет отношения к этой сети, а его кофейни будут работать под другим брендом. Причины открытия этого вида бизнеса Александр Флегинский объяснил имеющимся опытом ресторатора. Объем предполагаемых инвестиций и количество точек, которые он планирует открыть, бизнесмен не уточнил.
Эксперты считают, что кофейный бизнес продолжает развиваться. Так, сооснователь кофеен Forrest/coffee happens (управляет двумя кофейнями на улицах Сибирская и Краснова в Перми) Александр Заединов пояснил, что аудитория стала более требовательной. «Если говорить о состоянии рынка в целом, то он в активно развивающейся фазе. Гость становится все более внимательным к качеству и вкусу напитка, обслуживанию и интерьеру кофеен. Довольно показателен пример кофейной сети "Шоколадница". Сеть относили к так называемой второй волне кофейной культуры — это заведения, где акцент сделан на кофе с десертами, но без "заморочек" на хорошо пожаренное зерно, вкусный черный кофе или суперклассное оборудование. С 2016–2017 года они запустили полную реконструкцию бизнеса. Новый бренд называется "Шоколадница 2.0". И сейчас уже учитываются все те аспекты, которые так необходимы сегодняшнему кофеману. За пять лет собираются переделать все кофейни на новый лад»,— отметил господин Заединов. Он добавил, что рынок начинают завоевывать «моно-кофейни с качественным кофе и вкусно приготовленной чашкой».
По оценкам Александра Заединова, на открытие в Перми кофейни площадью 50 кв. м нужно порядка 3 млн руб., а окупаемость составит два года. «В Москве и Санкт-Петербурге сумма будет, скорее всего, выше, поскольку дороже аренда, работа подрядчиков и другие расходы»,— резюмировал предприниматель.
С ним согласен и аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. «Рынок кофеен, особенно в крупных городах, развивается очень стремительно. Если в провинции конкуренция пока еще на относительно невысоком уровне, то в обеих столицах, где огромное количество людей привыкло подкрепляться на бегу, формат небольших заведений быстрого питания чрезвычайно популярен. Добавьте сюда еще такой немаловажный фактор, как мода, и становится понятно, что только ленивый не пытается открыть в центре больших городов если не пиццерию или бистро, то уж кофейню точно»,— пояснил господин Коренев. По словам эксперта, формат с моноконцепцией стремительно отбирает долю рынка у кофеен с полным меню. Причиной этого отчасти стал резкий всплеск популярности «кофе на вынос». «Практически каждый второй, ходящий сейчас в кофейню, идет туда именно за кофе в бумажном стаканчике»,— говорит аналитик. Он добавил, что средний чек в таких заведениях примерно на 30% ниже, чем в кофейнях «полного цикла», а за 2018 год общее количество кофеен в России увеличилось на 17% и составляет сегодня более 4,4 тыс. заведений. На 1 января 2018 года, по расчетам эксперта, в Санкт-Петербурге насчитывалось 825 кофеен, а общий объем этого рынка в городе оценивался в 6,9 млрд руб.
«Обычная кофейня по франшизе окупается за два-три года и имеет рентабельность 10–15%. Однако сотрудничество с лидерами этого рынка позволяет сократить срок выхода на окупаемость до полутора-двух лет и поднять рентабельность до 20–25%. Стартовые инвестиции для формата "микро" (кофе с собой) составляют €4–5 тыс., формат "мини" потребует уже €6,5–7,5 тыс., формат "стандарт" — €10–12 тыс. и более. Инвесторам следует иметь в виду, что в Москве и Санкт-Петербурге этот формат точек общепита заполнен крайне плотно и наблюдается высокая конкуренция. Так что помимо описанных расходов немало будет зависеть от маркетинговой политики, локации кофейни, наличия рядом станции метро и крупных бизнес-центров»,— добавил Алексей Коренев.