Прокуратор у идеи

Биньямин Нетаньяху предлагает Владимиру Путину поддержать его по-настоящему

Вчера стало известно о том, что за пять дней до выборов в Кнессет в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным прилетает израильский премьер Биньямин Нетаньяху. Собеседники “Ъ” не смогли припомнить случая, когда глава правительства Израиля покидал страну перед самыми выборами, да еще такими непростыми, когда решается его политическая судьба. По мнению опрошенных экспертов, господин Нетаньяху не поехал бы в Москву, если бы не рассчитывал на успешные переговоры, которые позволят ему получить важный предвыборный козырь.

Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху (второй слева) ждет от российского руководства поддержки накануне выборов в Кнессет

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху «сверят часы», переговоры будут «краткими и быстрыми», сообщил вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, подтверждая неожиданный визит израильского премьер-министра. О поездке Биньямина Нетаньяху стало известно после его телефонного разговора с Владимиром Путиным, в ходе которого они обсудили двустороннее сотрудничество, включая контакты по военной линии, и ситуацию на Ближнем Востоке, в первую очередь в Сирии.

Визит состоится за пять дней до досрочных выборов в израильский парламент. Они обещают быть непростыми: основная борьба развернулась между возглавляемой премьером партией «Ликуд» и новым избирательным блоком «Кахоль-лаван» (бело-голубые — по цветам израильского флага), в состав которого вошли три бывших начальника Генштаба и экс-министр финансов. Согласно последним опросам соперники идут практически вровень, но у Биньямина Нетаньяху больше шансов сохранить пост премьер-министра, поскольку правительство возглавит лидер той партии, которая сможет сформировать вокруг себя парламентское большинство (60+1 мандат). В этом возможности «Ликуда» выглядят предпочтительнее. Но борьба идет за каждый голос.

Для обвиняемого в коррупции Биньямина Нетаньяху выборы превратились в своеобразный вотум доверия. Избирательная кампания «Ликуда» строится на заявлениях о левой угрозе для безопасности и экономики страны, а также попытках доказать, что лидер «Кахоль-лаван», экс-начальник генштаба Бени Ганц, не сможет стать таким же сильным лидером, как Биньямин Нетаньяху. На фоне коррупционных скандалов и напряженности вокруг сектора Газа главным козырем израильского премьера стали его внешнеполитические успехи: признание США суверенитета Израиля над Голанскими высотами, а Иерусалима — израильской столицей и восстановление контактов с арабскими монархиями Персидского залива. Израильский премьер занес себе в заслуги и договоренности с Россией по иранскому присутствию в Сирии, в частности, состоявшийся летом прошлого года при содействии российских военных отвод проиранских сил от сирийско-израильской линии размежевания.

В израильских СМИ появилось три версии, зачем Биньямину Нетаньяху понадобился столь срочный визит в Москву, хотя он был здесь совсем недавно, 27 февраля, и новых встреч до выборов в Кнессет не планировалось. Первая — очередная демонстрация, «опыта, умения заводить друзей и влиять на авторитарных политиков». Вторая — попытка собрать дополнительные голоса русскоязычных избирателей. Вчера один из популярных израильских русскоязычных сайтов Newsru.co.il опубликовал опрос своих читателей, где впервые партия «Наш дом Израиль» во главе с Авигдором Либерманом обошла «Ликуд». Впрочем, с этой версией согласны не все. «Тема тесных связей с Россией, поездки в Москву для завоевания русскоязычной аудитории имели смысл в 1999 году, в начале 2000-х, но сейчас отношение к России и президенту Путину у русскоязычных израильтян далеко не однозначно»,— сказал “Ъ” бывший советник Биньямина Нетаньяху Бенни Брискин.

По мнению господина Брискина, единственное, что принесло бы премьеру ощутимый бонус, сравнимый с признанием США суверенитета Израиля над Голанскими высотами, могло бы стать включение Москвой в список террористических организаций палестинского движения «Хамас» или ливанского шиитского движения «Хезболла», однако это практически невозможно. Впрочем, он не исключил, что Россия и Израиль могут достичь других договоренностей, например, по Сирии. Это третья из обсуждаемых версий визита: премьер Израиля хочет добиться прорыва на сирийском направлении.

Напомним, военное присутствие Ирана в Сирии стало постоянной темой переговоров Биньямина Нетаньяху в Москве. Так, по итогам февральских переговоров израильский высокопоставленный источник заявил журналистам, что достигнута договоренность о совместной работе, нацеленной на уход иранцев из Сирии. Со слов Биньямина Нетаньяху выходило, что достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая будет заниматься вопросами, связанными с выводом иностранных войск. Со своей стороны, Владимир Путин подтвердил, что план создания координационной группы с участием государств региона, включая представителей сирийского руководства, действительно существует. По его словам, задачей этой группы должна стать нормализация ситуации в Сирии после окончательного подавления там очагов терроризма. Речь идет о выводе всех иностранных вооруженных сил с территории Сирии и восстановлении в «полном объеме сирийской государственности». «Мы всегда об этом говорили, это полностью соответствует российской позиции»,— подчеркнул он.

Вместе с тем, говоря о совместных международных усилиях по восстановлению Сирии, а также о необходимости вывода оттуда иностранных военных, Москва имеет в виду прежде всего американские войска, а не проиранские формирования. По данным российских источников “Ъ”, несмотря на наличие претензий Москвы к некоторым действиям Ирана в Сирии, Биньямину Нетаньяху ничего конкретно не обещали, хотя он действительно предлагал России, объединив усилия с Израилем и США, выгнать Иран из Сирии. Однако публичные заявления израильтян на эту тему после переговоров в Москве были весьма негативно восприняты их российскими партнерами. Москва не против присоединения Израиля к работе по координации вывода иностранных военных из Сирии. Ведь именно израильтяне пока выступают среди сторонников сохранения американского присутствия в Сирии, в том числе военной базы Эт-Танф, которая позволяет контролировать действия Ирана. Но пока неясно, готовы ли израильтяне к предлагаемому им формату сотрудничества, если не будет оговорено четких условий ухода из Сирии проиранских сил.

Израиль намерен продолжать наносить удары по военным объектам в Сирии, которые он связывает с Тегераном и его союзниками, в первую очередь с «Хезболлой». С самого начала российской военной операции Москва в целом закрывала глаза на действия израильтян в сирийском небе. Главный вопрос, который волновал Россию,— безопасность ее военных.

Осенью 2015 года военные двух стран договорились задействовать линию оперативной связи, чтобы избежать столкновений в небе над Сирией в районах, представляющих интерес для обеих сторон. Примечательно, что у истоков механизма «деконфликтинга» был занимавший тогда пост министра обороны Израиля Моше Яалон. Сейчас он идет на выборы от блока «Кахоль-лаван».

В марте стало известно, что Россия и Израиль работают над обновлением и документальным закреплением достигнутых тогда договоренностей. В 2015 году военные никаких документов не подписывали. Как сказали источники “Ъ”, все строилось на взаимном доверии. Ситуация изменилась в прошлом году, когда в ходе израильского авианалета российский самолет-разведчик попал под огонь сирийских ПВО. Москва потребовала изменения условий «деконфликтинга», в частности увеличения времени уведомления об израильских атаках, а также письменного закрепления всех договоренностей. «Мы продолжаем совершенствование механизма. Есть прямое поручение завершить работу над таким документом»,— сообщил 20 марта РИА высокопоставленный источник в дипломатических кругах.

Израильтяне полагают, что новые договоренности могут ограничить их действия в Сирии против Ирана, о чем они не раз заявляли. Вопрос не в том, подписывать или нет соглашение с Россией, а в том, какой у Москвы настрой в отношении Ирана, что будет включать этот документ, сказали “Ъ” несколько опрошенных израильских экспертов. На фоне политической борьбы в Израиле объявление о достижении консенсуса о механизме «деконфликтинга» может трактоваться Биньямином Нетаньяху как карт-бланш Москвы на продолжение израильских ударов по Сирии, даже если это не то, что будет иметь в виду российская сторона. Такой предвыборный «подарок» может существенно укрепить позиции Биньямина Нетаньяху накануне выборов.

Марианна Беленькая

Вся лента