Поворот на автобанк
Росгосстрахбанк круто изменил стратегию развития
Судьба Росгосстрахбанка неожиданно изменилась — он не будет присоединен к «Открытию», а превратится из универсального банка в автокредитный монолайнер, причем рассчитывает занять лидирующие позиции в сегменте. Эксперты считают заявленные банком цели амбициозными, особенно с учетом того, что рынок достаточно конкурентен, а маржа на нем низкая. При этом, по их словам, на рынке есть только один перспективный сегмент — кредитование подержанных машин.
О новой стратегии банка во вторник рассказал главный исполнительный директор Росгосстрахбанка Алексей Токарев. Согласно ей, к 2022 году банк планирует стать лидером на российском рынке по выдачам автокредитов, заняв 10% рынка автокредитования. В целом же он намерен войти в топ-15 банков на рынке розничного кредитования с долей рынка в 2%. Розничный кредитный портфель Росгосстрахбанка по итогам 2018 года составлял 3,5 млрд руб., а к 2022 году ожидается его рост до 228 млрд руб. Господин Токарев уточнил “Ъ”, что в эту прогнозную сумму входят не только целевые кредиты на покупку авто, но и нецелевые потребительские кредиты и кредитные карты.
Согласно данным Frank RG, сейчас лидерами рынка автокредитования являются Сетелем-банк (группа Сбербанка) и ВТБ с примерно одинаковыми портфелями по 115 млрд руб. каждый. На каждого из них приходится 13% рынка. Следом идут Русфинансбанк (группа Росбанка) и Совкомбанк — 11% и 8%. На пятом месте — Тойота-банк (7,9%).
Алексей Токарев пояснил “Ъ”, что для завоевания доли рынке Росгосстрахбанк планирует в рамках стратегии внедрить современные цифровые технологии, мультипродуктовое предложение для автолюбителей (кредитные, сберегательные, сервисные продукты и т. д.), обеспечить комплексное обслуживание компаний из сферы автобизнеса и построить кросс-продажи. Таким образом будет обеспечена синергия внутри группы «Открытие», в том числе с компанией «Росгосстрах». Фондирование Росгосстрахбанка будет на 80% обеспечено за счет межбанковских кредитов от «Открытия», порядка 20% — собственное привлечение, уточнил господин Токарев.
Эксперты считают, что войти на рынок автокредитования новому игроку будет сложно, хоть и возможно. «Все зависит от стратегии. У нас неоднократно были случаи, когда новые игроки заходили на этот рынок и сейчас вполне комфортно себя чувствуют,— поясняет директор департамента автокредитования Русфинансбанка Наталья Русова.— Например, Тинькофф-банк за полгода вошел в число ведущих игроков на рынке подержанных автомобилей». С тем, что на рынке есть определенная ниша, которая позволяет активным игрокам на него входить, согласен и член правления Юникредит-банка (6-е место на рынке автокредитования) Иван Матвеев. «Кредитование подержанных автомобилей сейчас интересует многих игроков, и они им успешно занимаются,— поясняет он.— Этот тренд поддерживается тем обстоятельством, что сделки по таким автомобилям все чаще происходят через официальные салоны. Рынок становится более цивилизованным, поэтому увеличивается число кредитов». Что касается рынка новых автомобилей — он высококонкурентен, добавляет господин Матвеев. «Еще одно условие входа на рынок — программа льготного кредитование Минпромторга. У нее высокие стандарты участия, не все игроки могут соответствовать ее требованиям».
Топ-менеджер одного из лидеров рынка автокредитования неофициально оценил цели Росгосстрахбанка как «очень амбициозные», отметив при этом, что непонятно, как они будут достигнуты. «Теоретически возможен демпинг по ставкам для заемщиков, предложение каких-либо комплексных решений для дилеров, например, кредитование их как юрлиц, складов автомобилей и так далее»,— считает собеседник. По его словам, этот рынок сложный — нужны финансовые ресурсы, команда и технологии, позволяющие быстро реагировать на потребности клиентов, а также договоренности с автопроизводителями.