Отмена комиссии за снятие уравняет банки
Как компании смогут компенсировать потери
В России станет в разы меньше банкоматов. К таким последствиям может привести идея антимонопольщиков, которые хотят отменить комиссию за снятие денег в банкоматах чужих банков. Такой риск признают и в самой антимонопольной службе, но говорят, что у них есть решение. Какое? И насколько в целом удачна идея ФАС? Выяснял Александр Рассохин.
История знакома многим: зарплата приходит на карту одного банка, депозит — на пластике другого, а еще одна может быть для платежей. Поиски нужных банкоматов занимают время. Не хочешь его тратить? Плати комиссию за снятие в чужом банке. Отказаться от нее и предлагает замглавы антимонопольной службы Андрей Кашеваров. Председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков согласен, что это поможет всем, кто пользуется картами, то есть большинству россиян. Нынешнюю ситуацию он называет несправедливой, и не исключает, что Госдума идею Кашеварова поддержит: «Это можно расценивать как закабаление своих клиентов к тем банкоматам, которые только ты ставишь. Я думаю, что в принципе это должен быть даже бизнес-договор, который бы говорил о том, что мы, как партнеры, на рынке проявляем солидарность к работе сообщества, таким образом идем навстречу своим клиентам. Будем обсуждать, выслушаем все стороны. Вполне возможно, что такое решение примем».
Что предлагают делать для снижения комиссии за эквайринг
Но все ли так просто? Пойдут ли банки на такой шаг? Ведь они потеряют доход от комиссий с чужих клиентов. Да и обслуживать и устанавливать новые банкоматы им будет невыгодно. Особенно средним и небольшим кредитным организациям, говорит советник по макроэкономике гендиректора компания «Открытие Брокер» Сергей Хестанов: «Комиссия — довольно сильный мотиватор использовать банкоматы того банка, который выпустил карту. Если комиссию обнулить, многие банки будут демотивированы к развитию собственной сети банкоматов. Скорее всего, часть банков просто избавится от банкоматов на той территории, которая не приносит банку какой-либо выгоды».
Именно это и происходит в Великобритании, где такой комиссии нет. Об этом в антимонопольной службе знают, а потому предлагают решение — перераспределять так называемый interchange, то есть комиссию между кредитными организациями. Судя по всему, вместо вас процент за снятие будет платить только ваш банк, предполагает профессор, бывший министр экономики и экс-президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. Но компании не будут работать в убыток, а потому свои расходы перенесут, как и всегда, на клиента. «Кто-то будет дороже выдавать карты, кто-то будет больше брать за обслуживание карт, что наиболее естественно, потому что это прямая зависимость. Кто-то, возможно, увеличит проценты по кредитам, кто-то снизит проценты по депозиту, кто-то будет брать больше за обслуживание банковских счетов, кто-то будет брать больше за заверение документов»,— предполагает Нечаев.
Впрочем, борьба за клиента может заставить банки отказаться от столь агрессивных шагов. Независимый финансовый советник Наталья Смирнова надеется, что вместо дополнительной нагрузки банки предложат дополнительные услуги, за счет которых и смогут покрыть потери: «Например, дополнительными инвестиционными решениями, не топорными, не инвестиционным страхованием жизни всем и вся, а интересными, то есть как, допустим, Тинькофф сделал, или дополнительно они будут превращаться в некий маркет-плейс, где клиент сможет много чего получить, и может быть даже уходить в развитие дистанционных каналов связи для того, чтобы сакцентировать внимание клиента на том, что многое можно сделать уже давно онлайн».
Сами банки неохотно высказываются о предложении антимонопольщиков. Райффайзенбанк, «Русский стандарт», Почта-банк отказались от комментариев. В Альфа-банке сообщили, что хороший вариант для снижения комиссии — пользоваться системой быстрых платежей, тем более она сейчас развивается. Правда, многие игроки рынка уже обещали, что платить за переводы все равно придется.
В антимонопольной службе считают, что отказ от комиссии позволит компаниям избавиться от «зарплатного рабства» — выбирать банк для обслуживания и не зависеть при этом от организаций с широкой сетью банкоматов.