Что смотреть на фестивале Dance Open

Выбор Татьяны Кузнецовой

Главное балетное событие петербургской весны — XVIII Международный фестиваль Dance Open — пройдет с 17 по 29 апреля. Помимо образовательных курсов для юниоров всего мира, жаждущих приобщиться к высшему балетному знанию по «системе Вагановой», и завершающего фестиваль традиционного гала-концерта мировых звезд в Петербург приедут пять серьезных европейских компаний с репертуаром разной степени классичности и экстравагантности

«Зимний путь»

Балет Цюриха, Постановка Кристиана Шпука

Фото: Gregory Batardon

Одноактный, но полнометражный — стоминутный — балет на одноименный цикл из 24 песен Шуберта, экспрессивно обработанных Хансом Цендером, в прошлом году поставил арт-директор труппы Кристиан Шпук. Хореограф постарался соответствовать композитору, который называл свое предсмертное творение «венком жутких песен». Черные вороны на «обнаженных» телах смятенного и скорбного кордебалета; полные безысходности монологи героя, имеющего в спектакле несколько обличий; отчаянные, нежные и безнадежные любовные дуэты. Стылое, стильное серое пространство, вязанки дров, белый снег, блуждающий по сцене северный олень на человеческих ногах — цикл хореографических картин, призванный отразить «экзистенциально разорванное человеческое бытие», на деле получился неразрывным и манящим красотой бренного мира.

Александринский театр, 17 апреля, 19.00


«Щелкунчик»

Пермский театр оперы и балета, Постановка Алексея Мирошниченко

Фото: Антон Завьялов

Худрук труппы, петербуржец Алексей Мирошниченко, представил собственную версию сказки, перенеся действие во времена первой постановки балета — 90-е годы позапрошлого века. Сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Татьяна Ногинова помогли хореографу воспроизвести имперский Петербург с дотошностью почти музейной: городские виды, интерьеры, персонажи, их манеры, времяпрепровождение наверняка вызовут умиление и ностальгию у современных петербуржцев. Реминисценциями пронизана и хореография: Иванов, Фокин, Баланчин, Вайнонен — эрудит Мирошниченко рассыпает скрытые цитаты по всему тексту своего классического балета, вмешиваясь лишь в сюжет. В новом «Щелкунчике» нашлось место и истории принцессы Пирлипат, и реалистическому финалу затянувшегося сновидения главной героини.

Александринский театр, 19 апреля, 19.00


«Алиса»

Балет Дортмунда, Постановка Мауро Бигонцетти

Фото: Bettina Stoess

Хореограф Мауро Бигонцетти, темпераментный, брутальный и плодовитый итальянец, поставил свою двухактную «Алису» на музыку итальянских композиторов, отнюдь не заботясь о нравственном воспитании малолетних, так что дошкольников на эту как бы сказку вести не следует. Конечно, Бигонцетти не забывает о чисто хореографических виртуозностях, да и сама Алиса у него лишнего себе не позволяет. Зато остальные, во главе с лысой Красной королевой и Безумным Шляпником, отрываются на полную; особенно интимничает Чеширский Кот с придуманной для него кошечкой Дианой. Буйный кордебалет тоже куролесит вовсю, а сумасшедшие видеодекорации, достойные кэрролловских трансформаций, способны окончательно снести головы ревнителям академизма и прочим ханжам.

Александринский театр, 21 и 22 апреля, 19.00


«Коппелия»

Венский государственный балет, Постановка Пьера Лакотта

Фото: Ashley Taylor

Этот балет Артюра Сен-Леона, поставленный на музыку Лео Делиба в Парижской опере в 1870 году, России известен в редакции Мариуса Петипа. Но Пьер Лакотт, отвечающий за академизм во Франции, настаивает, что его версия гораздо ближе к оригиналу. Сам он малолетним «крысенком» (как с незапамятных времен называют питомцев школы Парижской оперы) станцевал «Коппелию» еще при фашистах, в годы Второй мировой войны, под присмотром Гюстава Рико и Карлотты Замбелли, балетных звезд XIX века, и, обладая цепкой памятью, передал эстафету новым поколениям. Худрук Венского балета Манюэль Легри, сам бывший «крысенок» и этуаль Парижской оперы, не мог не подарить венцам исторический раритет. Десять отличий между русской и французской «Коппелиями» будут выискивать придирчивые профессионалы, а нормальные зрители получат три акта балетной комедии, украшенной чисто французским «произношением» хореографии и одетой по законам декорационно-костюмной моды XIX века.

Александринский театр, 24 и 25 апреля, 19.00


«Mаsters»

Introdans, Программа одноактных балетов

Фото: Hans Gerritsen

«Малые голландцы» — маленькая труппа Introdans из голландского городка Арнем — удивляющий образчик отваги и профессионализма. Для дюжины ее танцовщиков ставят хореографы с мировыми именами, потому что уверены: их балеты артисты Introdans станцуют не хуже первоклассных компаний. В Петербург голландцы привезут «Cantus» Арво Пярта в медитативно-завораживающей постановке чрезвычайно музыкального хореографа Нильса Кристе. Гуру неоклассицизма Ханс ван Манен будет представлен «Польскими пьесами» на музыку, соответственно, поляка — Хенрика Миколая Гурецкого. В этой бессюжетной игре настроений, состояний, положений, линий, узоров и прочей хореографической светотени голландский патриарх проявляет больше темперамента и динамизма, чем в своих хрестоматийных опусах. А российская премьера «Conrazoncorazon» Каетано Сото, поставленного на сборную музыку доброго десятка композиторов, призвана окончательно завоевать публику: нам обещают «физически ощутимый напор» в атмосфере кабаре Веймарской республики.

Александринский театр, 27 апреля, 19.00

Вся лента