Бытовая техника встраивается в государство
Производители просят не ограничивать их при госзакупках
Производители бытовой техники просят Минпромторг не распространять на них ограничения при закупках электроники госорганами. Хотя этот рынок достаточно локализован, его участники опасаются, что из-за требований к структуре собственников их оборудование будет признано иностранным. Включение холодильников и кондиционеров в реестр отечественного радиоэлектронного оборудования может привести к излишней бюрократизации процесса закупок, добавляют эксперты.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; объединяет Samsung, Electrolux, Philips, LG, Ariston и др.) обратилась в Минпромторг с просьбой не распространять на бытовую технику будущие ограничения при закупках электроники госорганами. Копия письма есть у “Ъ”.
Минпромторг опубликовал проект постановления, ограничивающего закупки радиоэлектронной продукции иностранного производства, на regulation.gov.ru 28 февраля. Проект предполагает, что государственные и муниципальные органы должны будут закупать компьютеры, телекоммуникационное оборудование, звуковую аппаратуру и бытовую технику, включая холодильники, посудомоечные машины, пылесосы, водонагреватели, чайники и кофеварки, отечественного производства. Закупка иностранного оборудования допускается, только если отечественная продукция аналогичного функционала отсутствует в реестре, курировать который тоже будет Минпромторг. Российским производитель считается, если доля иностранного участия в нем не превышает 50%.
В Минпромторге получили обращение РАТЭК и рассмотрят его при доработке проекта, сообщили в пресс-службе министерства. При этом представитель Минпромторга подчеркнул, что в России есть производители бытовой техники, которые могут быть включены в реестр радиоэлектронного оборудования, а проект не ограничивает закупки, в случае если продукция не производится в России и не включена в реестр.
Продажи крупной бытовой техники в России по итогам 2018 года составили 10,8 млн штук на сумму 231,3 млрд руб. (рост на 12,5% и 15% год к году соответственно), оценивают в группе «М.Видео-Эльдорадо». Оценок доли госзакупок на этом рынке нет. Глава российского представительства Candy Hoover Group (стиральные машины, холодильники, пылесосы и др.) Глеб Мишин уверен, что, в отличие от рынка IT-оборудования, на рынке бытовой техники эта доля невелика. Заметными участниками тендеров в этой части могут быть только производители кондиционеров (LG, Samsung и др.), допускает он. В целом рынок крупной бытовой техники в России уже достаточно локализован, поэтому ограничение госзакупок не привело бы к значительным изменениям в этом сегменте, полагает господин Мишин.
Большинство международных брендов крупной бытовой техники действительно уже имеют производства в России, подтверждает представитель РАТЭК Антон Гуськов, но проблема в том, что требованиям, предложенным Минпромторгом, в частности по структуре собственников, такие производства не смогут соответствовать. Сейчас локализация таких производств стимулируется исключительно рыночными механизмами, напоминает господин Гуськов. При этом сам по себе доступ к госзакупкам не станет достаточным основанием для открытия в России новых заводов с необходимой структурой собственников, полагает он.
Исключение потребительской бытовой техники из реестра Минпромторга может быть логичным, допускает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. Реестр в первую очередь необходим для поддержки отечественных производителей радиоэлектронной продукции и стимулирования их участия в нацпроекте «Цифровая экономика», в рамках которого и планируются значительные госзакупки, напоминает он.
Включение бытовой техники в реестр просто не имеет экономического смысла, так как объем ее закупок госорганами крайне низок, считает директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух. Это требование, говорит он, может привести к излишней бюрократизации процесса закупок и повышению коррупционных рисков.