Оборот наличных собираются вывести из «серой» зоны
Что могут предпринять власти, чтобы справиться с теневыми схемами
Владимир Путин поручил разобраться с теневым оборотом наличности на рынках. Под ударом могут оказаться крупнейшие торговые площадки Москвы, по данным «Интерфакса», проверками займется ФСБ. Поводом для президентского поручения стало письмо главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, которая посетовала, что через эти каналы из страны выводится по 10 млрд руб. в месяц. Какие схемы используются на рынках? И сможет ли государство победить? Выяснял Григорий Колганов.
Центробанк предупредил президента, что на крупных рынках расцветает «серый» импорт, а деньги миллиардами утекают за рубеж. Похоже на секрет Полишинеля, но, видимо, проблема достигла таких масштабов, что потребовалось вмешательство главы государства. Теневых схем немало, говорит замруководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов. Вот его версия того, как появляются неучтенные товары и наличность: «Например, при отгрузке на склад в реальности поступает большее количество товара, чем то, которое ввозится по таможенной декларации. Вот за счет небольших разниц и возникает тот излишек, за счет которого идут подобные операции.
Кроме того, предприниматели часто вместо внесения выручки на свой банковский счет просто пересылают ее дальше путем переводов.
Есть вариант, при котором покупатель получает за купленный товар чек, но при этом он не отражается в онлайн-кассе».
По версии регулятора, деньги действительно утекают за границу через переводы физических лиц. Получателями выступают торговые склады Киргизии и Казахстана, куда приходят товары из Китая и Вьетнама. Получается полноценная схема отложенного платежа за товары азиатского ширпотреба. Как же государство может бороться с ней? Свежая иллюстрация датирована мартом текущего года, когда силовики нагрянули с обысками на рынки «Садовод», «Москва» и «Фуд Сити». Тогда многие гадали, с чем связаны эти действия? А теперь все становится понятным: письмо госпожи Набиуллиной президенту датировано январем, а вскоре последовало и поручение Владимира Путина.
Но проблема вышла далеко за пределы столичных рынков — на уровень Таможенного союза, отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина, и власти, похоже, пока не очень понимают, как решать ее системно: «Можно же не только говорить о "Садоводе" и других рынках. Вспомните креветки, которые происходят из Белоруссии. Системы, благодаря которой можно отследить движение товаров, пока не создано. Тот вариант, в котором страны договорились ее организовать — а это маркировка товаров — на мой взгляд, не самый удачный: это дорого и неэффективно».
Бороться с незаконным выводом денег на своем уровне пытается и регулятор. В январе он разослал банкам рекомендации, как выявлять сомнительные переводы физлиц за границу. В частности, предлагалось обращать пристальное внимание на суммы свыше 100 тыс. руб. и «серийность» таких транзакций. Но такими мерами остановить конвейер по переводу наличности за рубеж быстро не получится, констатирует начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин: «Заинтересованные лица начнут дробить суммы, бегать из банка в банк, проводить операции ровно до первого запроса, уйдут в операции по электронным кошелькам. То есть вариантов достаточно много, поэтому я не думаю, что это в ближайшей перспективе целиком закроет проблему вывода денежных средств за рубеж».
Впрочем, можно предположить, что совместными усилиями регулятор и силовики если и не решат проблему полностью, то значительно снизят ее масштабы. А потребитель должен быть готов к тому, что товары на рынках будут стоить дороже.
Ранее в Центробанке рассказали о снижении комиссии за незаконное обналичивание денег. По словам зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, в марте она составила 14-15% против 17% в феврале. Регулятор объяснил это сезонными колебаниями.