Дымковская завеса

Предприятия Кировской области регистрируют местные бренды, чтобы защититься от контрафакта

Роспатент зарегистрировал бренд «Дымковская игрушка», привязав его к Кировской области как к месту производства. Сделано это для того, чтобы защитить местные предприятия народных художественных промыслов от производителей контрафактной продукции. Эксперты считают, что регистрация бренда говорит о намерениях производителя развивать марку, придерживаясь достигнутых стандартов качества. В то же время отраслевые аналитики считают, что предприятия НХП находятся в системном кризисе и кроме брендирования им нужны государственная защита и ­поддержка.

Ежегодно одно предприятие в Кировской области делает около 6 тыс. дымковских игрушек, сколько при этом продается контрафакта, неизвестно

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала бренд «Дымковская игрушка» как наименование места происхождения товара. Как сообщило региональное правительство, ООО «Центр народных промыслов и ремесел „Вятка“» получило свидетельство на право использования этого наименования до 21 декабря 2028 года. Сделано это для того, чтобы защитить «место традиционного бытования народного художественного промысла (НХП) и его художественно-стилевые особенности» от контрафактного товара, производимого в других регионах России.

Ежегодно «Вятка» выпускает около 6 тыс. игрушек. Коммерческий директор предприятия Вера Копосова в ответ на вопрос „Ъ“ не смогла оценить, какой объем контрафактной дымковской игрушки производится в России и какой ущерб это наносит традиционным предприятиям народного художественного промысла (НХП). «­Основные претензии у нас — к производителям, которые находятся за пределами Кировской области и выпускают продукцию, которая не соответствует стандартам качества традиционного промысла. Таких производителей множество, отследить их количество и какой объем игрушек они производят невозможно. К ветеранам предприятий, которые делают дымковскую игрушку дома и продают ее, у нас претензий нет, потому что они работают профессионально и на территории региона, что не противоречит закону», — рассказала Вера Копосова.

Справка

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Центр народных промыслов и ремесел „Вятка“» зарегистрировано в Кирове в 1993 году. Основным видом деятельности компании является производство изделий народных художественных промыслов. Предприятию принадлежит товарный знак «Дымковская слобода». Генеральным директором и единственным учредителем компании является Надежда Копосова. По итогам 2017 года выручка предприятия составила 2,98 млн руб., чистая прибыль — 169 тыс. руб.

По данным регионального министерства экономического развития и поддержки предпринимательства, работа по регистрации бренда «Дымковская игрушка» началась в 2018 году, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила организовать регистрацию местных брендов для защиты интеллектуальной собственности и продвижения регионов. В Кировской области в конце 2018 года провели художественную экспертизу товаров местных предприятий. По ее итогам оценку получили 139 образцов, которым члены областного экспертного совета по народным художественным промыслам выдали заключение о соответствии качеству. Оно может быть приложено к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара, на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара. Кроме центра «Вятка» заявки в Роспатент подали Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» и ООО «Художественные мастерские „Дымковская игрушка“», документы находятся на рассмотрении. По словам Веры Копосовой, наличие заявок от еще двух производителей дымковской игрушки не противоречит законодательству.

По данным правительства региона, всего в Росси бренд по месту происхождения зарегистрировали владельцы 200 товаров. Например, зарегистрированы бренды «Астраханская вобла» и «Астраханский верблюд», «Старооскольская глиняная игрушка» (Белгород), «Нижне-Ивкинская №2К» (минеральная вода, Кировская область) и «Нолинский пряник» (Кировская область).

По мнению директора ОАО «Художественные промыслы» (Нижний Новгород, занимается розничной торговлей сувенирами и изделиями НХП) Галины Ручковской, желание производителя зарегистрировать бренд говорит о том, что он намерен развивать производство и защитить продукцию и торговую марку от подделок. «Если говорить о „Дымковской игрушке“, то никаких сложностей после регистрации бренда при реализации продукции возникнуть не должно. Мы заинтересованы, чтобы производитель качественной продукции развивался и дальше. Нам не хотелось бы переходить на сотрудничество с кем-то, кто выпускает продукцию по более низким стандартам», — отметила госпожа ­Ручковская.

В Ассоциации НХП России говорят, что зарегистрировать бренд по месту производства для российских предприятий достаточно сложно и это не гарантирует ему выживание. «Это всего лишь один из видов оказания помощи таким предприятиям. Здорово работать с брендами, но это не панацея. Многие предприятия НХП находятся на грани закрытия. Сегодня мы еще знаем, что такое палехская лаковая миниатюра, жостовская роспись или ростовская финифть, но если на государственном уровне не принимать срочных мер по поддержке и развитию НХП, то они просто вымрут», — считает председатель правления Ассоциации НХП Геннадий Дрожжин.

Андрей Репин

Вся лента