В Самару запустят метан
В регионе планируется значительно увеличить количество газовых заправок
В Самарской области к 2024 году планируется увеличить число газозаправочных станций с семи до 53х. Ради этого в региональном правительстве готовы разработать меры для компенсации затрат на строительство, оказывать поддержку предприятиям в переоборудовании автомобилей для использования метана, а также содействовать ПАО «АвтоВАЗ» при производстве гражданских автомобилей. На тольяттинском предприятии предлагают выработать дополнительные меры поддержки для покупателей, при этом эксперты считают, что основными потребителями подобной техники все равно останутся специализированные компании.
К 2024 году в Самарской области планируется построить 53 газозаправочные станции для автомобилей, использующих в качестве топлива метан. Об этом сообщил первый заместитель председателя правительства региона Виктор Кудряшов в ходе расширенного совещания на АвтоВАЗе в Тольятти по вопросу развития рынка газомоторного топлива Российской Федерации, стимулирования спроса и предложений на технику, работающую на природном газе.
Сейчас в Самарской области действуют семь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). По словам господина Кудряшова, через два года их будет уже десять, целевой показатель — 53 заправки к 2024 году. Заправочные станции должны появиться во всех муниципальных образованиях, а в крупных городах их должно быть несколько.
Метан имеет ряд преимуществ по сравнению с бензином, дизельным топливом и пропаном. При использовании метана в атмосферу выбрасывается меньше вредных веществ, при авариях и повреждениях баллона газ рассеивается, кроме того, метан значительно дешевле других видов топлива — стоимость 1 куб. м природного газа в Самарской области составляет 15,5 руб.
«Этот вид топлива в три раза дешевле, чем бензиновое и дизельное топливо. Легковые автомобили, которые сегодня выпускает „АвтоВАЗ“, затрачивают всего 150 руб. на 100 км пробега. Эти машины совершенно безопасны. Риски передвижения на автомобилях с газомоторном топливом не выше, чем на бензиновых или дизельных. Наша компания за последние пять лет перевела 40% своих автомобилей на газомоторное топливо. В результате за пять лет мы сэкономили 4 млрд руб. и произвели на 100 тыс. т меньше вредных выбросов в атмосферу»,— отметил председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков.
По словам господина Зубкова, в регионах идет работа по приобретению машин на газомоторном топливе — автобусов, коммунальной техники, коммерческого транспорта, автомобилей, использующихся в такси.
В Самарской области за последние четыре года приобрели более 400 единиц техники, работающей на метане. Виктор Кудряшов считает, что выгода от использования газомоторного топлива очевидна, в том числе учитывая предоставляемые субсидии.
«Сейчас срок окупаемости среднего микроавтобуса составляет порядка пяти месяцев. Если половину этих затрат будет покрывать государство, то окупаемость составит 2–3 месяца. В этом году мы получаем новый инструмент — это возможность субсидировать половину расходов на переоборудование техники со сроком эксплуатации не более пяти лет. Эти субсидии будут представляться через минпромторг Самарской области. В приоритете муниципальная техника — сельхопроизводителей, перевозчиков пассажиров. Также субсидиями могут воспользоваться и транспортные компании, частные перевозчики. В этом году мы планируем переоборудовать порядка 600 единиц техники»,— сказал господин Кудряшов.
Также он отметил, что сейчас действует постановление, которое позволяет покрыть до 50% расходов при строительстве газозаправочных комплексов за счет средств федерального бюджета. «Я думаю, региональный бюджет к этому присоединится, и мы создадим более льготные условия. Мы ведем переговоры с рядом компаний, это не только «Газпром» и «Роснефть», но и частные владельцы газозаправочных комплексов, которым это интересно»,— сказал Виктор Кудряшов.
Он также отметил, что в региональном правительстве готовы оказывать поддержку ПАО «АВТОВАЗ», чтобы как можно быстрее сертифицировать и выводить на рынок автомобили на газомоторном топливе.
Сейчас тольяттинский производитель серийно выпускает легковой автомобиль Lada Vesta CNG. С 2017 года было продано около трех тысяч таких моделей. В текущем году был представлен автомобиль Lada Largus CNG.Модель предлагается в версиях фургон, универсал и Cross. По итогам совещания президент ПАО «АВТОВАЗ» Ив Каракатзанис выделил основные факторы, которые помогут обеспечить рост рынка. «Это прогнозируемый стабильный объем поддержки от правительства в ближайшие годы, развитие инфраструктуры заправочных станций и преимущества, которые конкретный покупатель мог бы получить. Например, освобождение от транспортного налога или бесплатная парковка»,— сказал господин Каракатзанис.
По мнению управляющего партнера Экспертной группы Veta Ильи Жарского, в целом по стране достаточно низкий спрос в розничном сегменте на автомобили на метане. «Основными потребителями газомоторного топлива традиционно являются владельцы крупных коммерческих автопарков, муниципальные перевозчики и транспортные компании. Для них незначительная, по меркам физлиц, разница в стоимости традиционного дизеля и бензина в сравнении с ГМТ — это возможность существенной экономии, поскольку считанные рубли складываются в тысячи и миллионы, которые удается сэкономить при наличии большого парка. Но главным стимулом для внедрения газомотрного топлива и расширения сети со стороны того же «Газпрома», безусловно, является государственная поддержка»,— сказал господин Жарский.
Он отмечает, что в 2016 году государство выделило 2,8 млрд рублей на закупку 1,5 тыс. транспортных средств, в основном автобусов для нужд государственных перевозчиков. В 2017 году уже 5 млрд на 3,5 тыс транспортных средств, в конце прошлого года Минэнерго и вовсе предложило выделить 175 млрд руб на ближайшие 5 лет на формирование инфраструктуры. В частности, в рамках этой программы предполагается повысить число газомоторных заправочных станций в 4–5 раз. «Очевидно, что основным бенефициаром этих мер господдержки является «Газпром», как крупнейший производитель ГМТ, вне зависимости от того, будет ли этот прирост осуществляться за счет развития его собственной сети или независимых участников розничного рынка»,— заключает эксперт.