Комиссии за платежи в банкоматах сделают прозрачнее
ФАС и ЦБ рекомендовали не скрывать взимаемую сумму
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и Центральный банк России рекомендовали владельцам банкоматов и платежных терминалов, принимающих наличные, указывать в понятной форме размер взимаемой комиссии за совершаемую операцию.
Банк России и ФАС опубликовали в среду информационное письмо, в котором рекомендовали кредитным организациям и другим организациям, принимающим платежи физлиц через банкоматы и терминалы, указывать в явном виде комиссию за внесение средств, а также уведомить клиента о возможности или невозможности получения сдачи наличными и возврата купюр в случае отмены операции.
Также регуляторы рекомендуют использовать «терминологию, понятную лицам, не обладающим специальными знаниями в финансовой области».
Еще одна рекомендация сводится к тому, чтобы клиент после получения информации о комиссиях и возможности получения сдачи имел возможность отказаться от совершения операции.
Делается это для того, чтобы избежать злоупотреблений отдельными игроками рынка, которые показывают комиссию в формате, затрудняющем «своевременное получение и восприятие этих сведений потребителями» услуг, говорится в письме. «Своевременное получение потребителем полной, достоверной и понятной информации об особенностях оказания услуг является одним из необходимых условий для принятия взвешенного решения о выборе организации для проведения платежей»,— заявил директор департамента стратегического развития финансового рынка Владимир Таможников.
По словам экспертов, масштаб этой проблемы оценить невозможно. Соответствующей статистики нет, но почти каждый сталкивался с недостаточным информированием о размере комиссий, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Никто не знает точного объема комиссий, о которых клиенты не полностью информируются,— утверждает господин Янин.— Просто, когда кто-то теряет 50 или 100 руб., он никому не жалуется.
Клиенты видят точный размер комиссии в конечной выписке и считают, что сами виноваты, надо было самим внимательнее смотреть».
Однако рекомендация ЦБ вряд ли поможет исправить ситуацию, когда клиент узнает, сколько он заплатили за операцию лишь после ее завершения. «Рекомендации проигнорируют, потому что участники, зарабатывающие на неэффективном информировании клиента, ничем не рискуют,— добавил Дмитрий Янин.— Я не знаю ни одного примера, когда рекомендация ЦБ что-то на рынке изменила». По его мнению, правильно было бы разработать нормативный акт, который бы сделал практику более прозрачной, а не ограничиваться рекомендациями. «Только принятие нормативного акта может заставить банкиров действовать»,— заключил господин Янин.