ЕСПЧ коммуницировал жалобу против России родственников погибших в авиакатастрофе МН17
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобы против России родственников людей, находивщихся на борту рейса Малайзийских авиалиний MH17 и погибших при падении самолета, сбитого над территорией восточной Украины 17 июля 2014 года. 3 апреля ЕСПЧ принял решение уведомить правительство России о коммуникации жалоб «Айлей и другие против России» и «Англайн и другие против России». Теперь российские власти должны представить в ЕСПЧ свою позицию по этим делам и ответить на вопросы суда. Первая жалоба была подана в ЕСПЧ в мае 2016 года, вторая — в ноябре 2018 года
Заявителями являются 380 человек из Австралии, Бельгии, Канады, Германии, Гонконга, Индонезии, Израиля, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Филиппин, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Вьетнама.
Авиакатстрофа произошла в июле 2014 года в ходе интенсивных боев между силами правительства Украины и сепаратистскими силами на востоке Украины, которые, по мнению заявителей, либо находились под контролем властей Российской Федерации, либо действовали в тесном сотрудничестве с ними. Российская Федерация отрицает какую-либо причастность к катастрофе и обвиняет в этом Украину, говорится в сообщении пресс-службы ЕСПЧ.
Заявители жалуются на нарушение ст. 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о правах человека, утверждая, что Россия прямо или косвенно несла ответственность за гибель их родственников, а также не выполнила свое обязательство по проведению эффективного расследования и сотрудничества с расследованиями, которые проводятся в других странах. В жалобах также говорится о нарушении Россией ст. 3 конвенции (запрет на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение) из-за недостаточного, по мнению заявителей, сотрудничества в рамках международного расследования.
Заявители также жалуются на ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) конвенции.
Две версии крушения Boeing под Донецком
Рейс MH17 Malaysia Airlines вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. На нем было 283 пассажира и 15 членов экипажа. В 15:20 по среднеевропейскому времени самолет, пролетая над восточной Украиной, распался в воздухе. Все находившиеся на борту люди погибли.
Поскольку большинство людей на борту были гражданами Нидерландов, последующее расследование причин катастрофы было проведено Советом безопасности Нидерландов с согласия Украины. В его окончательном докладе, опубликованном в октябре 2015 года, был сделан вывод о том, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из ракетно-космической системы «Бук» из какого-то района восточной Украины.
Объединенная следственная группа (JIT) — группа полицейских и прокуроров из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины начала уголовное расследование, которое все еще продолжается. Основные предварительные выводы, представленные в 2016 и 2018 годах, заключались в том, что рейс MH17 был сбит ракетой «Бук», выпущенной с поля в районе Первомайского, который в то время, по мнению следственной группы, контролировался пророссийскими сепаратистами. Ракета, как считает следственная группа, была запущена из оборудования, привезенного из России подразделением вооруженных сил РФ. Исходя из выводов JIT, в мае 2018 года правительства Нидерландов и Австралии объявили, что они возложили на РФ ответственность за уничтожение самолета. Россия неоднократно заявляла, что ее не допускают к расследованию.
О том, какую версию гибели рейса МН17 представило Минобороны РФ, читайте в публикации “Ъ”.