Роскомнадзор расположился у экрана
Служба усилит контроль за региональным телеэфиром
Роскомнадзор хочет следить за содержимым эфира региональных телеканалов, для чего предлагается обязать кабельных операторов установить специальное оборудование. Сейчас, по мнению чиновников, такие каналы контролируются только на 40%, что создает риски распространения запрещенной информации. Участники рынка называют систему «СОРМ для телесетей», а усиление контроля связывают с желанием повысить предсказуемость региональных выборов.
Минкомсвязь опубликовала поправки к закону «О связи», которыми предлагается обязать кабельных операторов предоставлять Роскомнадзору и радиочастотной службе (включает подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр и радиочастотные центры федеральных округов) доступ к сетям связи и обеспечить установку на них «технических средств контроля».
Сейчас Роскомнадзор сталкивается с трудностями при контроле кабельных вещателей, говорится в пояснительной записке. С 2014 года служба сильно сократила количество их проверок: в 2015 году провела 534, а в 2018-м — всего 36, и теперь фокусируется на «систематических наблюдениях» за телеканалами. Для этого чиновникам надо анализировать записи эфира СМИ, это требует договора с кабельным оператором. Радиочастотная служба заключила только 49 таких договоров, охватив контролем крупные кабельные телеканалы. Операторы все чаще отказывают службе в заключении договоров, и нарушающие закон кабельные вещатели могут специально заключить договор с оператором, к чьей сети у Роскомнадзора нет доступа, сказано в записке. По предварительным данным, вне контроля находятся 60% телеканалов и программ, распространяющихся исключительно в кабеле и преимущественно в пределах одного субъекта РФ.
«Ситуация создает риски распространения информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и свержению конституционного строя, экстремистские материалы, а также материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости»,— резюмируется в пояснительной записке.
Инициатива не потребует дополнительных затрат от операторов и государства, сказано в документах. При этом в них не уточняется, кто и за чей счет установит проверяющее оборудование и будет оплачивать его поддержку. Эту обязанность могут возложить на операторов, не исключает вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин. Кроме того, правообладатели каналов запрещают их записывать, это нарушение лицензионных условий, указывает эксперт: «Оборудование, которое в незашифрованном виде будет записывать сигнал, подстегнет рынок пиратства». Идея подается как своего рода СОРМ (система технических средств для оперативно-разыскных мероприятий) для телесетей, отмечает собеседник “Ъ” в крупном операторе, при этом никогда еще государство не финансировало подобные инициативы за свой счет: так, «закон Яровой» компании исполняют за счет сокращения своих инвестпрограмм.
Оборудование будет принадлежать радиочастотной службе, операторы не понесут расходов на его покупку, заявили в пресс-службе Роскомнадзора. Оборудование нужно, например, чтобы обнаружить вещание каналов, не зарегистрированных в качестве СМИ, без лицензии на вещание или без договора, указывают в Роскомнадзоре. В целом же у кабельных телеканалов примерно 75% выявляемых нарушений — это нарушения закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», добавил представитель службы.
Роскомнадзор регулярно проверяет региональные каналы — например, отслеживает долю национального контента у вещающих на 21-й кнопке, отмечает гендиректор телекомпании ОАО «ОблТВ» (вещает в цифровом мультиплексе в Екатеринбурге) Антон Стуликов. «Контроль нужен, но он не должен превращаться в репрессивные меры»,— говорит он, добавляя, что пока не видит в законопроекте угрозы для регионального вещания.
Обычно при проверке кабельной телесети представителю Роскомнадзора показывают, какие в ней есть каналы, предъявляют договоры с ними, ведомство проверяет соблюдение лицензионных требований, рассказывает собеседник “Ъ” на этом рынке. Теперь чиновники решили, что из-за уменьшения числа проверок вещатели выпали из-под контроля, полагает он, связывая желание плотнее контролировать региональное ТВ с тем, что неожиданные кандидаты все чаще стали выигрывать региональные выборы.