К палате добавляют совет
Сообщество уполномоченных переформатируют
Палату справедливости и общественного контроля Ульяновской области в очередной раз планируется преобразовать. Как говорится в пояснении к проектам указов губернатора региона, «палата будет преобразована в совет уполномоченных» при губернаторе. Об общественности, которая ранее активно привлекалась к деятельности палаты, в проекте указа о новом органе больше упоминаний нет. Впрочем, в администрации губернатора поясняют, что совет станет еще одним органом взаимодействия уполномоченных, а сама Палата справедливости как орган взаимодействия общественности с властью сохранится. Политологи сомневаются в перспективах обновленной Палаты справедливости, отмечая, что институты, созданные чиновниками, никогда не смогут их контролировать.
На странице общественной и антикоррупционной экспертизы правовых актов интернет-портала правительства Ульяновской области размещены проекты указов губернатора региона о признании утратившим силу прежнего указа, которым создана обновленная Палата справедливости Ульяновской области, и «О совете уполномоченных». Как отмечается в пояснении к проектам, «Палата справедливости будет переформатирована в совет уполномоченных».
Наблюдатели восприняли это как завершение почти восьмилетней истории единственной в России Палаты справедливости и общественного контроля (ПСиОК). Напомним, идею создать Палату справедливости губернатор Сергей Морозов выдвинул еще в апреле 2011 года, отметив, что «можно пойти по примеру Евросоюза, где создаются палаты справедливости» (информации об этом в интернете не обнаружено, есть в Евросоюзе Суд справедливости). Как юрлицо палата была сформирована в январе 2012 года, объединив в себе штатных уполномоченных по правам человека, ребенка, предпринимателей, по противодействию коррупции, а также уполномоченных на общественных началах — по IT, ЖКХ, нацвопросам, по защите прав потребителей. На содержание палаты было выделено 23 млн руб.
В октябре 2013 года региональным законом Палате справедливости добавили функции общественного контроля, в муниципалитетах были созданы ее филиалы. Закон (теперь он утратил силу) дал палате большие полномочия, установив, что ее решения по восстановлению нарушенных прав граждан «являются обязательными также для исполнительных органов государственной власти Ульяновской области». Впрочем, за время существования ПСиОК в публичном пространстве никакой информации о каких-либо значимых нарушениях власти, выявленных палатой, не было.
В январе 2017 года Сергей Морозов объявил, что ПСиОК как юрлицо ликвидируется (для сокращения бюджетных расходов и обеспечения выхода уполномоченных напрямую на губернатора), уполномоченные войдут в штат администрации губернатора, а сама палата будет существовать как общественный орган. В июне 2018 года вышел соответствующий указ губернатора, а в августе заявлено, что ПСиОК «начала работу в новом формате», уполномоченные подписали с общественными организациями (ассоциация ТОС, реготделение «Ассоциации юристов России», представители профсоюзов, региональной Общественной палаты и др.) соглашение о совместной деятельности. Назвав идею «переформатирования такого уникального общественного института в широкую общественную коалицию» важной, Сергей Морозов поставил перед палатой задачи борьбы с коррупцией и народного контроля за реализацией 12 нацпроектов, а также рекомендовал муниципалитетам создать у себя аналогичные палаты.
Согласно проектам указов губернатора, июньский указ о создании палаты признается утратившим силу, а сама палата, как поясняется, переформатируется в совет уполномоченных — постоянно действующий консультативно-совещательный орган (положение о совете во многом повторяет текст положения о палате). В его состав войдут штатные уполномоченные по защите прав человека, ребенка и предпринимателей, а также назначаемые губернатором чиновники облправительства. Задача — обеспечивать взаимодействие уполномоченных и власти в части защиты прав и свобод человека практически во всех сферах деятельности (за исключением борьбы с коррупцией). Представители общественности в документе больше не упоминаются, как и штатный уполномоченный по противодействию коррупции (он теперь руководит отдельным управлением в администрации губернатора по своему профилю).
Впрочем, как выяснилось, ПСиОК не ликвидируется. Замгубернатора Ольга Никитенко (курирует внутреннюю политику) заметила, что «проекты указов носят технический характер». «Наоборот, палата справедливости должна развиваться и дальше как общественное движение, продвигаясь в муниципалитеты», но июньский указ этого не обеспечивал, поэтому он и отменен, а создаваемый совет уполномоченных станет еще одной структурой, направленной на совершенствование защиты прав человека»,— пояснила госпожа Никитенко.
Доктор политических наук Нина Дергунова, заметив, что переформатирование палаты в совет «было бы лучшим ходом и возвращением в реальность из виртуальных фантазий», сказала, что сомневается в перспективах ПСиОК. «Когда чиновники создают организации, которые должны контролировать чиновников, ничего не получится. В сфере защиты прав и гражданского контроля работать могут только независимые структуры. А это все — мнимая общественная активность, имитация. Но чиновникам это нравится, когда есть вроде бы и общественная активность, и власти она не мешает, и все под контролем»,— сказала политолог.