Роспотребнадзор нашел источник заражения
“Ъ” публикует результаты исследования крови детей, инфицированных гепатитом С
Специалисты НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора выявили наиболее вероятный источник инфицирования детей с онкологическими диагнозами, проходивших лечение в Амурской областной детской клинической больнице (АОДКБ) (см. “Ъ” от 14 марта). Им оказался ребенок, который проходил лечение в этом отделении десять лет назад, отмечается в экспертном заключении. На данный момент источники “Ъ”, близкие к следствию, говорят о 150 инфицированных детях, отмечая, что «это число будет расти».
В распоряжении “Ъ” есть экспертное заключение Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, специалисты которого проанализировали образцы крови пациентов из Благовещенска «для анализа эпидемиологической связи между случаями инфицирования вирусом гепатита С». Согласно документу, у 37 из 38 образцов, взятых у детей, проходивших лечение в гематологическом отделении АОДКБ, вирус гепатита С был одного генотипа (3а), и образцы показали высокую степень родства вируса. Напомним, источники, близкие к следствию, ранее сообщили “Ъ”, что в качестве причины инфицирования рассматривается «использование нестерильных медицинских инструментов» и расходных материалов.
В НИИ эпидемиологии считают, что «наиболее вероятным источником инфекции» был ребенок, которому, по данным источника “Ъ”, диагноз гепатит С был поставлен десять лет назад, и который проходил лечение в этом отделении. «Заражение двух пациентов из исследуемой группы, по всей вероятности, произошло непосредственно от этого пациента,— говорится в заключении.— Остальные пациенты из группы могли быть заражены от данного пациента через цепочку случаев передачи инфекции». Из документа следует, что 97,4% случаев инфицирования детей, получавших, например, внутривенные манипуляции, эпидемиологически связаны. По данным источника “Ъ”, количество детей, зараженных гепатитом С в больнице, «выросло уже до 150, и эта цифра увеличится, так как продолжается обследование контактных лиц».
Как сообщал “Ъ”, родители детей направили досудебную претензию в АОДКБ, требуя выплатить компенсацию морального вреда в размере 10–15 млн руб. на каждого пострадавшего. В распоряжении “Ъ” есть ответ медучреждения одной из семей, в котором говорится, что «моральный вред подлежит компенсации причинителем при наличии его вины». «Установить причинно-следственную связь между действиями медперсонала и наступившими последствиями без заключения экспертизы не представляется возможным,— говорится в письме главврача больницы Руслана Белоуса.— В связи с этим у АОДКБ отсутствуют законные основания для компенсации морального вреда». Напомним, ранее он объяснял СМИ выявление гепатита С у детей в 2018 году улучшением качества диагностики, и напомнил, что дети проходили лечение не только в АОДКБ, но и в медучреждениях Москвы, Петербурга и Адлера. Отметим, в феврале 2019 года АОДКБ победила в городском конкурсе среди медицинских и фармацевтических учреждений «Клиника года» в номинации «Лучшая многопрофильная клиника».
Отец одного из пострадавших детей разместил петицию на сайте Сhange.org, где напомнил, что по рекомендациям ВОЗ для лечения детей от гепатита С необходимы противовирусные препараты прямого действия, и призвал Минздрав РФ «выделить деньги из бюджета». В списках инфицированных детей, которые собрала инициативная группа родителей, сейчас более 100 человек в возрасте от двух до 19 лет, последний диагноз установлен в декабре 2018 года. У двух пятилетних детей в настоящее время диагностирован фиброз (I и III степени), сообщили родители.
В конце марта правительство Амурской области опубликовало отчет о визите в Благовещенск главы отдела вирусных гепатитов и заболеваний печени Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) ФМБА (Санкт-Петербург) Ларисы Горячевой, которая заявила, что «тяжелых больных, с тяжелым поражением печени нет ни одного»: «Необходимости в экстренной терапии нет. Есть временной промежуток, в который мы можем назначить необходимое лечение,— и через два-три месяца, и через год, и через три года. Позиция ВОЗ — до трех лет не лечить. Высока вероятность элиминации вируса, то есть организм справляется самостоятельно,— до 25%». По итогам ее визита власти сообщили о «спонтанной элиминации вируса» у семерых детей. По словам родителей, «детей смотрели по старым анализам, так как о визите специалиста предупредили накануне его приезда». «16 детям в возрасте 12–18 лет мы проведем терапию в 2019 году,— пообещала госпожа Горячева.— Сейчас мы определимся по срокам лечения детей, которым в 2020 году исполнится 12 лет». Лечение у всех детей планируется закончить в 2021 году. Мать одного из инфицированных детей обратилась в Минздрав РФ с вопросом о начале лечения. Ей пришел ответ, что «по заключению специалистов ДНКЦИБ, ребенку может быть начата противовирусная терапия в 2020–2021 годах при ремиссии по основному заболеванию». По словам матери ребенка, в январе на консультации в Москве «врач-онколог сказала, что гепатит можно и нужно лечить сейчас, так как второй год у ребенка все стабильно, нет отрицательной динамики». По данным источника “Ъ”, на прошлой неделе территориальный Роспотребнадзор направил первый иск в отношении больницы в суд.