Штраф не пошел на поправку

Депутаты решили не смягчать наказание за парковку на газонах

Проект поправок в республиканский Кодекс об административных нарушениях (КоАП), куда предлагается внести статью о штрафах за парковку на газонах, будет вынесен на голосование Курултая во втором чтении практически в том же виде, в каком его внес профильный комитет. Депутаты комитета по госстроительству отклонили практически все поправки, которые могли смягчить участь нарушителей. Предлагалось, например, снизить сумму штрафа или поставить ее в зависимость от урона газону. В незавидном положении могут оказаться клиенты каршеринга: за нарушение им грозит штраф как юридическим лицам, то есть в 20 раз больше. Введение нового штрафа форсируют — поручение принять поправки 9 апреля отдал врио главы Башкирии Радий Хабиров.

Власти Уфы обещают не препятствовать формированию новых парковок во дворах

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В комитете по госстроительству, правопорядку и судебным вопросам Курултая вчера обсуждали поправки, поступившие ко второму чтению новой редакции республиканского КоАП. В кодекс вносится статья о штрафе за парковку на газонах и иных озелененных территориях. Как сообщал „Ъ“, проект внесли в Курултай депутаты профильного комитета, и сделано это было после того, как врио главы Башкирии Радий Хабиров призвал увеличить сбор штрафов за административные нарушения в тысячу раз, чтобы они «исчислялись миллиардами».

В конце марта проект планировали принять сразу в трех чтениях, но хотя его поддержали 83 из 110 депутатов, спикер Курултая Константин Толкачев предложил выслушать депутатов, у которых возникли вопросы.

К проекту поступило восемь поправок, шесть из которых комитет отклонил, а принял только две, которые внес сам. Тем самым депутаты еще расширили понятие газона: теперь к нему отнесены не только территории, граничащие с пешеходными дорожками, тротуарами и проезжей частью, но и зоны, прилегающие к велопешеходным и велосипедным дорожкам.

Штраф за парковку на газонах будет варьироваться для физлиц от 1 до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 5 до 10 тыс., для юрлиц — от 20 до 30 тыс. За повторное нарушение сумма увеличивается вдвое.

В отклоненных шести поправках так или иначе предлагалось оставить для автомобилистов больше шансов избежать штрафа. Так, депутат Дмитрий Чувилин (КПРФ) предложил вывести из-под понятия газона и озеленений территории места, «традиционно используемые под парковки». Таких территорий, отметил депутат, много в частном секторе и во дворах многоквартирных домов. Предложение вызвало дискуссию. Глава комитета Владимир Нагорный спросил у присутствовавшего первого замглавы администрации Уфы Салавата Хусаинова, смогут ли жители многоквартирных домов сами организовать парковки во дворах при дефиците мест, на что чиновник заявил, что при наличии протоколов решения собрания собственников мэрия препятствовать не будет. «Никто не собирается начать драконовскими методами с завтрашнего дня штрафовать за парковку на заезженной территории»,— заявил он.

Депутат Тимур Гильмияров («Единая Россия») предложил прописать понятие газона не только как территорию, имеющую бордюр, но и ограждение. Однако на это возразил Павел Завадич из ЛДПР, заметивший, что так как большинство городских газонов не огорожены заборами, все продолжат на них парковаться.

Алексей Нилов («Справедливая Россия») поинтересовался, как будут поступать административные комиссии зимой, когда границы газона не видны из-за сугробов. Салават Хусаинов сообщил, что власти осознают, что «в определенные периоды этот закон применяться не будет». «До абсурда доводить мы не будем»,— сказал он.

Александр Дегтев («Единая Россия») предложил поставить размер штрафа в зависимость от веса машины. «Если пассажирский автобус, принадлежащий индивидуальному предпринимателю, припаркуется на газоне, то владелец будет оштрафован на 5 тыс. руб., а если предприятие купило бухгалтеру маленький Daewoo Matiz, и он наедет колесом на газон, штраф может составить 50 тыс. руб, хотя ущерб несоразмерен»,— обосновал он. Господин Дегтев также предложил исключить из проекта штраф для должностных лиц и приравнять их к юридическим, чтобы упростить работу административных комиссий, а также предусмотреть особый порядок наложения штрафа для пользователей каршеринга. В нынешней редакции проекта за парковку им грозит штраф как юридическим лицам.

Фракция ЛДПР предложила еще три поправки — штрафовать только, если парковка навредила газону или создала угрозу безопасности людей, и сделать штраф единым для всех в диапазоне до 2 тыс. руб.

Зампред комитета Гульнара Бикбулатова, ранее работавшая в прокуратуре республики, отклоняя эти поправки, напомнила о разъяснениях Конституционного суда РФ. Не имеет значения, был ли причинен вред зеленым насаждениям, так как «системообразующим является факт совершения деяния — размещение автомобиля на газоне», отметила она.

Новую статью КоАП планируют утвердить на ближайшем заседании парламента 9 апреля. Владимир Нагорный вчера предупредил депутатов, что дебаты по этой теме на заседании «будут излишними», так как в комитете все уже обсудили «объективно и в полном объеме». Форсировать принятие нового штрафа в понедельник призвал врио главы республики Радий Хабиров. Он поручил своей администрации проследить, чтобы в следующий вторник закон был принят, «немедленно подписан и опубликован, чтобы административные комиссии получили реальный инструмент» воздействия на автомобилистов.

Дарья Кучеренко

Вся лента