«Секрет в том, чтобы смешать старое и новое, время и материалы»

Генеральный директор Lalique Роже ван дер Вейд о новом московском проекте

В честь презентации клубного дома Кузнецкий мост, 12 by Lalique «Коммерсантъ Стиль» встретился с генеральным директором KR Properties Сергеем Матюхиным и генеральным директором Lalique Роже ван дер Вейдом, чтобы обсудить будущее амбициозного московского жилого проекта, подобного которому в России еще никто не делал.

Фото: Архив пресс-службы

По адресу Кузнецкий мост, 12 в доме чаеторговца Константина Попова 1877 года через пару лет, по обещаниям, воцарится новый клубный проект от известного хрустального бренда Lalique и девелоперской компании KR Properties. Под новой стеклянной крышей появятся 61 жилой апартамент с деталями декора и мебелью от Lalique. Исторический фасад и старинная лестница будут сохранены и отреставрированы, кроме того, на первом этаже девелоперы планируют устроить французское кафе, ресторан с винотекой и открыть несколько магазинов.

— Это не первый подобный проект у Lalique: в одной только Франции у легендарного хрустального дома есть три проекта, стоит упомянуть роскошную виллу Рене Лалика с ресторанами и апартаментами, переделанную в пятизвездный отель. Во Франции Lalique — национальное достояние, его бренд понятен и любим. Почему вы решили выбрать для следующего проекта Москву?

Роже ван дер Вейд: Вы правильно заметили, что Lalique достаточно известный бренд в Западной Европе. Кстати, в США тоже. Но Россия всегда была очень важным рынком для нас: бренд Lalique представлен здесь компанией Mercury уже 10 лет, и мы можем увидеть, как за это время заметно расширился клуб его почитателей. Да, вы правы, Lalique — нишевый бренд, но людей, которые любят стекло и стиль Lalique — ар-деко и ар-нуво, немало, и они влюбляются в Lalique. Когда у нас появилась возможность обсудить проект с KR Properties, мы долго не сомневались. Мы в первый раз участвуем в проекте такого масштаба и очень этому рады: здесь будет не только декор от Lalique.

— Lalique очень четко связан с эпохой ар-деко, и так или иначе вы собираетесь играть с этим временем в своем проекте — в обстановке, атмосфере, деталях. Историческое здание конца XIX века вы тоже планируете сохранить. Как, по-вашему, сделать это все современным, чтобы не создавать у постояльцев ощущение машины времени? Или вам, напротив, хочется создать ощущение острова другого времени в шумной современной Москве?

Сергей Матюхин: Основная идея тех проектов, которыми мы занимаемся — а мы часто занимаемся реставрацией и реконструкцией — сохранить дух здания, его ауру. Но при этом сделать так, что это здание соответствовало всем современным требованиям — с инженерией, электричеством и так далее. В любом случае, те элементы, что будут добавлены и сохранены, обязательно будут полностью сочетаться.

— То есть в ресторан «Пушкин» не планируете играть?

Сергей Матюхин: Нет, конечно. Мы не хотим делать здесь музей. Речь идет о сохранении старых элементов — но мы не забываем о том, что здесь будут останавливаться люди с современным ритмом жизни. Это здание — памятник архитектуры, но оно им и останется вместе с теми деталями, что мы добавим.

Роже ван дер Вейд: Хрусталь — очень интересный материал. Мы можем придать ему любую форму. У него 40 или даже 50 цветов — с разнообразными оттенками, которые мы получаем в зависимости от толщины стекла и добавления в хрусталь оксидов других металлов. Возможности дизайна Lalique огромны, кроме того, мы занимаемся еще и мебелью, поэтому у дизайнеров Woodstone (бюро, которое отвечает за оформление интерьера в стилистике Lalique.— “Ъ-Стиль”) практически безграничны — чтобы смешать исторические элементы с современным дизайном от Lalique.

— Какие города вам по духу ближе? Те, что полны истории, как Брюгге, или те, что активно перестраивают себя, как Лондон?

Роже ван дер Вейд: Я люблю микс. Здорово, когда к любому дому или городу, где есть история, добавлены современные акценты,— в этом, как мне кажется, секрет успеха. То же верно и для дизайна интерьеров:

Cекрет интересного интерьера в том, чтобы верно смешать старую и новую мебель и декор, время и материалы.

— Как вы думаете, что значит для человека XXI века эпоха ар-деко? Какие новые смыслы она сегодня приобретает? Как вы думаете, кто любит сейчас стилистику ар-деко? По моим ощущениям к ней очень привязано поколение 50–60-летних.

Роже ван дер Вейд: разным людям нравятся разные вещи, конечно же, но в Lalique сочетается так много стилей. Я бы сказал, что если вам нравится хрусталь, то велик шанс, что вы найдете у нас что-то по своему стилю. Как минимум, это будет не только ар-деко, но и ар-нуво: у Lalique есть три ключевые темы, которые идут еще со времен отца-основателя компании, Рене Лалика. Это фауна, флора и женщины — согласитесь, вечные темы декора.

— В Москве проект будет реализован в доме бывшего чаеторговца. Собираетесь ли вы обыгрывать чайную тему в ароматах или обстановке здания?

Сергей Матюхин: Пока ритейл остается для нас достаточно сложной частью этого проекта: мы хотим сохранить торговую функцию, но создать что-то по значимости не менее важное, чем чайный магазин в те времена. И с чайной темой тоже хотим играть.

— Чем, кстати, как вам кажется, пахнет Москва? Если бы вы создавали аромат Москвы, каким бы он был?

Роже ван дер Вейд: Думаю, знаковый запах Кузнецкого моста, 12 мы будем обсуждать совсем скоро: я, по крайней мере, вижу ясный тренд от магазинов и ресторанов, который стремятся сегодня иметь свой отличительный парфюм. В Lalique духами занимаются парфюмеры или ценители, как мы их называем. Так что не спрашивайте меня о деталях, выделить что-то специальное в Москве мне трудно.

Когда мы создаем новый парфюм, то начинаем с мудборда, и так придумываем, какое ощущение или воспоминание этот запах должен передавать.

— То есть концепция запахов и вкусов по Прусту — что все они запускают определенные воспоминания и образы — для вас по-прежнему актуальна?

Роже ван дер Вейд: Так работают все парфюмеры, и вот почему они много путешествуют: вспоминают особенные места, где оказались, или ситуации, или детство. Парфюм в конце концов — это прозаическое сочетание химических формул и ингредиентов, и вот почему работники этой профессии должны быть так креативны — им нужно уметь передать что-то, что они почувствовали, через запах.

— Чем вы пахнете сегодня? Чем-то от Lalique?

Роже ван дер Вейд: Я пахну одними и теми же духами 25 лет — это английский бренд Penhalligon`s, они мне нравились еще тогда, когда я был молод

— У Villa Ren Lalique две мишленовские звезды. В Москве пока нет ни одного мишленовского ресторана. Есть ли у вас амбиции это исправить?

Сергей Матюхин: Мы хотим сделать ресторан, который был бы одним из лучших в Москве,— в центре открывать ресторан легко, но не так легко удовлетворить ожидания всех, которые для этого проекта должны быть очень высоки.

— В замке Chteau Lafaurie-Peyraguey от Lalique всех восхищает винная карта в 2 500 наименований. Пообещайте нам, пожалуйста, что у вас будет не меньше!

Сергей Матюхин: В таком объеме у нас винная карта точно не планируется.

Роже ван дер Вейд: Я не думаю, что в этом вопросе важно количество, значение имеет внимательный выбор. Идеальная винная карта может быть очень маленькой — да, 2000 наименований всех обязательно сведут с ума: когда винная карта толщиной с книгу, а пробираться через нее нужно четверть часа — это, конечно, впечатляет. Сомелье предлагают к каждому блюду напиток, который не обязательно должен быть вином. Но для протокола я добавлю, что сам вино очень люблю.

Не нужно забывать, что не все посетители — огромные фанаты вина, а многие и вовсе сегодня предпочитают пить алкоголя поменьше. Вот почему важно предлагать и другие напитки — это мы видим как тренд сейчас, и не только в мишленовских ресторанах.

— Роже, удивительно, что по образованию вы юрист. Как случилась ваша встреча с прекрасным? И как это образование повлияло на ваше восприятие красоты — смотрите ли вы на красоту строже, более рационально?

Роже ван дер Вейд: Я консультировал компанию, будучи юристом, а когда прошлый генеральный директор оставил свой пост, у меня появилась возможность присоединиться к команде. Это было достаточно давно — в 2006 году. А отвечая на ваш вопрос о красоте... знаете, когда вы изучаете закон, главное, чему вы учитесь, быть рациональным и четко анализировать ситуацию. В каждый момент, в каждую секунду я пытаюсь вычленить самое главное, то, что действительно имеет значение. Думаю, этот подход не слишком сильно отличается от того, чему учат химиков и физиков. Но художников, конечно, учат иначе.

— Как выглядит ваш собственный дом?

Роже ван дер Вейд: У нас старый дом, ему больше сотни лет, но мы добавили в интерьер много деталей в современном стиле. От Lalique у нас немало предметов, особенно много бокалов — все наши бокалы изготовлены на мануфактуре Lalique. Вы мне раньше намекали, что компанию Lalique воспринимают как слегка старомодную, а я могу на это ответить вот что: люди забывают, что эти предметы нужно использовать каждый день. Мы с вами говорили про вино, и мы с семьей обязательно пьем вино из бокалов Lalique, даже детей учим держать их правильно.

Мне страшно представить, что кто-то покупает бокалы Lalique, чтобы поставить их на полку, где они пылятся. Да, вполне может случиться так, что вы разобьете бокал, но это часть жизни.

Беседовала Марина Анциперова

Вся лента