Фельдмаршал начал фельдмарш на Триполи
ООН опасается нового кровопролития и срыва урегулирования в Ливии
Участники экстренного заседания Совбеза ООН в пятницу призвали стороны ливийского конфликта не допустить обострения ситуации в стране. Накануне Ливийская национальная армия под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара выдвинулась в сторону Триполи, где располагается контролирующее запад страны правительство национального согласия. Ко вчерашнему вечеру, по сообщениям некоторых СМИ, силы Халифы Хафтара заняли территорию международного аэропорта Триполи. Если прямого столкновения сил избежать не удастся, это может сорвать запланированную на середину апреля Общенациональную конференцию по урегулированию ливийского кризиса.
Экстренное заседание Совбеза ООН по Ливии стартовало в пятницу в 22:00 по московскому времени и проходило в закрытом режиме. Члены Совбеза собрались по инициативе Великобритании и при участии спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе. «Сегодняшнее рассмотрение в СБ ООН будет очень важно с точки зрения того, чтобы всем ливийским сторонам был направлен сигнал о необходимости сдержанности и поиска решения»,— заявил замглавы МИД РФ Сергей Вершинин.
Ситуация в Ливии стала обостряться еще в среду вечером, когда Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара объявила о переброске своих воинских частей на запад Ливии, чтобы «очистить регион от террористов». Напомним, Ливия расколота по территориальному признаку. Запад страны пытается держать под контролем заседающее в Триполи правительство национального согласия под руководством Файеза Сарраджа. Международное сообщество, включая Россию, признает это правительство и выстраивает с ним экономическое сотрудничество. Восток страны — вотчина фельдмаршала Халифы Хафтара. На его территории в Тобруке заседает Палата представителей, на востоке также действует свое «временное правительство».
Чем известен Халифа Хафтар
К пятнице Ливийская национальная армия и лояльные ей вооруженные группировки без боя заняли город Гарьян, расположенный на трассе, ведущей в Триполи. Однако позднее СМИ сообщили, что войска Халифы Хафтара все же были остановлены силами правительства национального согласия и дальше не продвигаются — по крайней мере, на одном из направлений. К вечеру пятницы телеканал «Аль-Арабия» и российское агентство «РИА Новости» (со ссылкой на свои источники) передали, что силы ЛНА заняли территорию международного аэропорта Триполи в 30 км от столицы. Впрочем, сам аэропорт не действует с 2014 года.
В ответ на обострение США, Великобритания, Франция, Италия и ОАЭ выступили с совместным заявлением. «В этот сложный переходный период для Ливии демонстрация силы со стороны армии и угрозы односторонних действий рискуют вновь ввергнуть Ливию в хаос,— говорится в тексте обращения.— Мы уверены, что для конфликта в Ливии нет военного решения». Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков также подчеркнул, что Россия внимательно следит за развитием ситуации в Ливии. «Считаем необходимым продолжать все возможные усилия для полного урегулирования ситуации мирными политическими средствами»,— добавил он.
При этом пресс-секретарь президента отверг предположения, что к нынешнему наступлению Халифы Хафтара может быть причастна Москва. «Москва в этом не участвует никак»,— сказал он, добавив, что в Кремле пристально следят за ситуацией. Напомним, в ноябре Халифа Хафтар встретился в Москве с главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. В начале марта британское издание Telegraph опубликовало материал, в котором сообщало о якобы переправке в Ливию для помощи силам Халифы Хафтара наемников частной военной компании «Вагнер». Однако замглавы МИД РФ Сергей Вершинин вчера заявил, что такой информацией не располагает. Официальная позиция Москвы неизменна: РФ выступает «в поддержку единства, территориальной целостности и суверенитета Ливии», при поддержке спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе.
Между тем вчера переговоры с Халифой Хафтаром провел в ходе визита в Ливию генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. До того вместе с Гасаном Саламе они встречались и со спикером «восточного» правительства страны Акилой Салехом Исой. «Я покидаю Ливию с тяжелым сердцем и глубоко обеспокоенный. Я все еще надеюсь, что возможно избежать кровопролития в Триполи и его окрестностях»,— заявил генсек по итогам визита.
Опрошенные “Ъ” эксперты напомнили, что наступление на Триполи началось незадолго до запланированной на середину апреля Общенациональной конференции по урегулированию ливийского кризиса. «Сложно сказать, почему Хафтар начал наступление на Триполи, на то не было никаких оснований,— сказал “Ъ” глава Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.— Если предпринимать какие-то силовые действия, то только после национальной конференции, у нее есть легальный статус. Хафтар от итогов конференции мог получить достаточно много, например, пост министра обороны. Но, видимо, для него этого было мало. Теперь Хафтару крайне важно взять Триполи, потому что иначе может случиться так, что он окажется за бортом какого-либо легитимного урегулирования. Хотя решение Гутерриша отправиться из Триполи в Тобрук и Бенгази, несмотря на наступление армии Хафтара, говорит о том, что еще есть шанс все урегулировать». А вот если события пойдут по силовому сценарию, то, по мнению господина Семенова, войскам фельдмаршала Хафтара придется очень непросто.
«Бесспорно, наступление войск Хафтара было неожиданностью,— сказала в беседе с “Ъ” советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Азии и Ближнему Востоку Елена Супонина.— Тот же Антониу Гутерриш вместе с Гасаном Саламе в эти дни готовил конференцию по национальному диалогу, намеченную на апрель, и, казалось бы, стороны должны были не воевать, а сесть за стол переговоров. Но именно поэтому, на мой взгляд, Хафтар решил перевернуть эту шахматную доску и перейти к конкретным действиям. Видимо, он не нашел другого способа показать, что он сильнее, иначе чем изменив ситуацию на фронтах. И эта демонстрация силы ему удалась».
Такое положение вещей, по мнению госпожи Супониной, ставит ситуацию в Ливии под серьезную угрозу. «Если Хафтар решится переломить ситуацию военным путем, это будет большой ошибкой, которая приведет к новому витку насилия,— говорит эксперт.— Лучшим вариантом будет, если Хафтар, показав силу, остановится, и уже с этих позиций начнет переговоры с правительством Сарраджа».