Бриллианты раскладывают по банкам
АЛРОСА ищет подходы к состоятельным клиентам
Алмазодобывающая компания АЛРОСА собирается продавать крупные и уникальные бриллианты состоятельным клиентам российских банков. Эксперты связывают такое решение с расширением каналов продаж обработанных драгоценных камней. Но наряду с очевидными плюсами они обладают рядом особенностей (низкая ликвидность, сложность оценки), которые превращают такие инвестиции в долгосрочные вложения.
О том, что компания АЛРОСА разработала программу продажи бриллиантов частным клиентам крупнейших российских банков, рассказала “Ъ” советник президента АЛРОСА Елена Суховеева. По ее словам, речь идет о бриллиантах массой более 3 карат высоких характеристик, а также уникальных камнях — бесцветных массой более 20 карат и бриллиантах фантазийных цветов. Цель — оценить перспективу данного канала продаж и специфику работы с частными клиентами. Продажи будут осуществляться через Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. В банках подтвердили свое участие в этом проекте. Как отмечает руководитель Private Banking ВТБ Дмитрий Брейтенбихер, «на сегодняшний день покупка различных бриллиантов от АЛРОСА является потенциальной частью инвестиционного портфеля».
АЛРОСА — крупнейший в мире производитель алмазов. В 2018 году их добыча составила 36,7 млн карат, что на 7% меньше, чем годом ранее. Продажи алмазов составили 38,1 млн карат, сократившись за год на 8%. Выручка компании по МСФО за 2018 год составила 293,9 млрд руб., чистая прибыль — 90,4 млрд руб.
По мнению главного аналитика Промсвязьбанка Романа Антонова, инициатива компании АЛРОСА, вероятно, связана с попыткой расширить каналы сбыта алмазов и бриллиантов, так как традиционно камни реализуются на специализированных площадках, которые могут предоставить в том числе и специальные условия налогообложения.
С конца 2017 года компания регулярно проводит аукционы по продаже крупных алмазов (более 10,8 карата) по всему миру. Только за 2018 год на них были реализованы алмазы почти на $463 млн. Одновременно проходили аукционы по продаже крупных и уникальных бриллиантов, однако выручка по ним была значительно меньше.
Какой товар стал лидером по доходности среди люксовых инвестиционных активов по итогам прошлого года
Стоимость предлагаемых к продаже драгоценных камней составляет десятки и сотни тысяч долларов, в некоторых случаях превышает $1 млн, но потенциальный спрос на них есть. По словам главы Private Banking Сбербанка Евгении Тюриковой, у российских UHNWI (ультрасостоятельные граждане с капиталом свыше $30 млн) прослеживается постоянный спрос как на неоправленные драгоценные камни, так и на изделия из них. По оценке Knight Frank, число россиян с состоянием свыше $50 млн в 2017 году составляло около 3 тыс. человек. Покупки хотя бы 10% от этого числа по одному крупному бриллианту составили бы тот объем, который АЛРОСА реализовала на аукционах в прошлом году. Однако, по словам госпожи Тюриковой, большинство значимых сделок осуществляется за пределами России в специальных налоговых зонах с развитой инфраструктурой хранения драгоценных камней.
При этом господин Брейтенбихер выделяет ряд таких преимуществ бриллиантов, как «слабая корреляция с другими формами инвестиций, отсутствие регистрации владения и передачи актива, эффективный способ передачи благосостояния». По словам Евгении Тюриковой, бриллианты не только удобная и компактная форма хранения достаточно больших сумм, «но и актив, которым эмоционально приятно владеть». Вложения в бриллианты и ювелирные украшения приносят больший доход, чем в другие люксовые активы, например картины и предметы искусства, коллекционные вина, марки, монеты и автомобили, подчеркивает Елена Суховеева.
Вместе с тем, как отмечает старший аналитик ITS Wealth Management Георгий Окромчедлишвили, если цены на небольшие бриллианты за последние пять лет в среднем падали (на фоне роста предложения искусственных бриллиантов), то средний уровень цен на крупные бриллианты повышался. По данным Fancy Color Research Foundation, многократный рост стоимости цветных бриллиантов происходил в посткризисные 2009–2014 годы, тогда как в последние пять лет он замедлился.
Среди специфических особенностей таких инвестиций эксперты отмечают сложность оценки. Как поясняет директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов, у золота для определения цены есть два параметра (вес и чистота), тогда как у бриллианта как минимум четыре (цвет, чистота, огранка, вес). Ценовой ориентир можно получить через таблицы Рапапорта, однако и они дают приблизительную оценку и ограничены максимальным весом камня в 10,99 карата. В АЛРОСА сообщили, что разъясняют покупателям принципы ценообразования. Стоит также учитывать, что бриллианты не самые ликвидные. По словам Романа Антонова, найти покупателя на крупные бриллианты зачастую довольно сложно, инвестор должен быть хорошо осведомлен о ситуации на рынке, параметрах и особенностях камней. Так что следует рассматривать подобные инвестиции лишь на длительный срок. Впрочем, АЛРОСА собирается предоставлять возможность вторичной реализации камней на своих аукционах с минимальной комиссией.