«Чему мы хорошо научились, так это строить красивые витрины»
Дмитрий Дризе — о стремлении России попасть в топ рейтинга Doing Business
Владимир Путин вновь поручил правительству улучшить инвестклимат. Президент подписал повторное распоряжение — занять к 2024 году двадцатую строчку в престижном рейтинге Всемирного банка Doing Business. Семь лет назад глава государства ставил задачу достичь этой цели к 2018-му, однако на сегодня удалось занять лишь 31-е место. В Минэкономразвития недоработки признают, однако отмечают, что, несмотря на это, удалось сделать многое — за восемь лет страна поднялась на 89 пунктов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что престижные рейтинги не всегда положительно влияют на положение простых россиян.
Индекс Doing Business отражает состояние инвестиционного климата и показывает, насколько просто заниматься предпринимательской деятельностью в той или иной стране мира. Нельзя сказать, что Россия занимает совсем неприличную позицию, нет, напротив, все очень даже неплохо. Правда, смотря, с чем или с кем сравнивать. Сейчас мы на 31-месте, Германия на 24-м, а Китай и вовсе на 46-м. На первой строчке — Новая Зеландия, на шестой — Грузия, которая опередила США и Великобританию, они занимают восьмое и девятое места соответственно.
В 2012 году Владимир Путин одним из своих «майских указов» поручил правительству вывести Россию со 120-й на 20-ю позицию к 2018 году. В итоге удалось «приземлиться» на отметке 31. В Минэкономразвития не без гордости замечают, что Россия — единственная страна мира, которой с 2011 года удалось так серьезно скакнуть, аж на 89 пунктов. Вместе с тем, конечно, поручение главы государства не выполнено. И вот поэтому последовал новый наказ — достичь заветного 20-го места в 2024 году.
В ведомстве Максима Орешкина считают, что подобное стране вполне по силам. Всемирный банк пока не в курсе наших последних новаций, например, сокращения срока для подготовки и выплаты налогов или упрощения регистрации собственности. Так получается, что у нас часто все совпадает — и вот в этот раз тоже: пришли сообщения, что Минюст не видит оснований для того, чтобы как-то дополнительно защищать бизнес от силовиков, ведь в законодательстве и без того достаточно всяких мер.
Что здесь сказать? Минюст прав, равно как и Всемирный банк, который видит, что страна принимает прогрессивные законы, и повышает нам рейтинг на 89 пунктов. Только вот радости почему-то на лицах предпринимателей не наблюдается. Все жалуются и жалуются на то, что силовики давят, а законодатели все зарегулировали. Бывает, что бизнес просто отбирают. Да и сами предприниматели — тоже не сахар, часто обрастают сомнительными связями с чиновниками и теми же силовиками.
Выходит, что у нас как бы две России: в одной принимаются самые прогрессивные в мире законы, а в другой — прессуют бизнесменов и сажают инвестора Майкла Калви.
И эти две дорожки почему-то никак не пересекаются. Вспомните министра Топилина, который говорил о беспрецедентном росте зарплат, и это звучало как издевательство. Но он же докладывал с цифрами на руках, не просто же так. И вдруг Росстат, федеральная служба, сообщает, что россиянам на обувь не хватает. Как же так? Все показатели растут, а все равно люди нищают. Вот и Кремль тоже поражается.
Что-то подсказывает, что мы хоть первое место займем в самом престижном мировом рейтинге, но ситуация не изменится. Так и будем на силовиков жаловаться и ходить нагими и босыми. Вот чему мы хорошо научились, так это строить красивые витрины. Если не заглядывать внутрь, все прекрасно. Вот чемпионат мира по футболу в прошлом году лучше всех провели. Мы умеем сделать хорошо для всех, но не для себя или, точнее, для части избранных, но не для большинства россиян. И инвесторы знают правила игры, поэтому идут договариваться к большим начальникам, без одобрения которых никакой закон не работает.
Doing Business — эта та же витрина, за которую лучше не заглядывать. А что же делать? Ну хотя бы согласиться, что что-то действительно идет не так.