«Наши клиенты — все, кто думает о своем будущем»
В прошлом году на рынке коллективных инвестиций произошли важные изменения. Основным локомотивом его роста стали не пенсионные накопления, а вложения частных инвесторов. О перспективах отрасли, о том, как управляющие компании выходят на миллионную аудиторию, адаптируются к цифровой реальности и открывают новые горизонты в индустрии управления активами, рассказала генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева.
— На Московской бирже число счетов физлиц достигло 2 млн. Можно ли говорить о том, что инвестиции в ценные бумаги становятся массовым явлением?
— Биржевая статистика позволяет судить о характере инвестиционной активности российских частных инвесторов прежде всего в разрезе брокерского обслуживания. При этом заслуживает внимания не только общее число клиентов—участников торгов, но и количество активных счетов, то есть таких, по которым сделки совершаются достаточно регулярно. Около 600 тыс. человек проводят биржевые операции как минимум раз в год, 220 тыс. человек — хотя бы раз в месяц.
Данные по рынку управления активами также дают представление о востребованности инвестиционных услуг в России. По подсчетам «Эксперт РА», на конец прошлого года 467 тыс. человек являлись пайщиками паевых инвестиционных фондов, еще у 150 тыс. были открыты счета доверительного управления. Между прочим, в сумме это сопоставимо с населением таких стран, как Черногория или Люксембург. Только в нашей компании, согласно подсчетам по методике агентства, клиентов 75 тыс. человек — почти столько же, сколько жителей в Княжестве Андорра. Другими словами, если исходить из абсолютных значений, масштаб участия населения в инвестициях на рынке ценных бумаг уже становится очевиден.
В то же время, если говорить об относительных величинах, формируется иная картина: речь идет менее чем о 2% россиян. Для понимания масштабов: в Японии в ценные бумаги инвестирует 40% населения, в США — 46%, а в Китае — 36% при числе жителей около 1,4 млрд человек. Общее число частных инвесторов в мире оценивается в 1 млрд человек, или около 13% населения планеты. Из этих данных можно сделать вывод о крайне высоком потенциале развития рынка ценных бумаг в России.
— Позволяет ли объем сбережений россиян рассчитывать на то, что в будущем количество частных инвесторов увеличится в разы?
— Мне это кажется реалистичным и даже закономерным на данном этапе. 36% россиян имеют сбережения, у 27% есть депозиты, на которых в общей сложности находится 28,5 трлн руб., в том числе в валюте. При этом активы физических лиц в инвестиционных продуктах оцениваются только в 2 трлн руб. Это свидетельствует о том, что нам есть куда расти. Проникновение частных инвестиций в финансовые активы составляет в среднем 15% в мире, в России — пока только 3%.
Статистика нашей отрасли подтверждает, что роль инвестиционной составляющей в финансовом поведении населения усиливается. Например, в 2018 году управляющие компании получили рекордный приток средств именно от физлиц — около 250 млрд руб. Примечательно, что впервые за долгий период ПИФы и индивидуальное ДУ опередили даже пенсионное направление по вкладу в рост объема индустрии. В ближайшие годы мы ожидаем дальнейшего увеличения количества частных инвесторов, учитывая прогнозируемую динамику ставок в России, состояние макроэкономики в целом, а также ряд других благоприятных факторов.
— Но есть еще и фактор отсутствия роста реальных доходов населения. Не помешает ли он сохранению спроса на инвестиционные продукты?
— Анализ динамики доходов населения позволяет прийти к выводам, внушающим сдержанный оптимизм. Падение доходов замедлилось, и одновременно меняется их структура: снижается доля поступлений от бизнеса и владения собственностью, увеличивается доля зарплат и социальных выплат. То есть для основной части населения, массового сегмента, ситуация понемногу улучшается. При этом доля сбережений в доходах домохозяйств пока остается низкой — всего 5,6%, это уровень 2008 года. Выжидательное поведение, судя по всему, объясняется инертностью реакции розничных инвесторов на смену обстоятельств, так что при отсутствии новых форс-мажоров люди постепенно будут возвращаться к сберегательной модели.
Что касается состоятельных россиян, то с их стороны растет спрос прежде всего на инструменты сохранения и защиты капитала. В России 10% граждан владеют 70% благосостояния, в его структуре увеличивается доля инвестиционных продуктов. Происходит частичный переток накоплений: меньше средств идет на депозиты и вкладывается в инвестиционную недвижимость, больше — в ценные бумаги, в частности через управляющие компании. Кроме того, капитал, возвращаемый в Россию из-за рубежа, в значительной степени направляется в инвестиционные инструменты.
— Переток средств из депозитов меняет баланс между банками и управляющими компаниями в борьбе за частных клиентов. Насколько заметны результаты?
— Изменения очень значительные. Например, по итогам 2018 года по такому параметру, как привлечение средств физлиц, «Альфа-Капитал» условно можно поместить на седьмую строчку среди банков. А ведь еще недавно в реалистичность сценария, в котором управляющая компания будет сопоставима по этому показателю с банками из топ-10, трудно было поверить. Если сравнивать привлеченные активы физлиц в абсолютном выражении, то здесь мы тоже достигли уровня десятки крупнейших банков. Внутри финансового сектора идет своеобразная ребалансировка, в целом вполне закономерная. Несоразмерно высокая концентрация частных сбережений в банковском сегменте — по оценке экспертов, в России это около 30 трлн руб. — отнюдь не характерна для стран с развитой экономикой. В тех же Европе и США ведущие управляющие компании зачастую привлекают больше средств граждан, чем даже крупнейшие банки.
— Другими традиционными конкурентами УК являются брокеры. Насколько сильно пересекаются ваши целевые аудитории?
— Пересечения существуют, хотя идеология наших продуктов, особенно розничных, различна. Существует расхожее утверждение, что только 20% трейдеров достигают успешных результатов. Думаю, что в реальности эта цифра ниже. Поэтому, если исходить из международного опыта, оптимальный вариант для новичка на фондовом рынке, как и для большинства розничных инвесторов,— это готовые продуктовые решения: паевые инвестиционные фонды, биржевые фонды, стратегии доверительного управления, робоэдвайзинг. Важно отметить, что с небольшими суммами крайне трудно добиться должного распределения рисков между отраслями, странами, валютами, сложно уследить за всеми эмитентами, геополитическим и макроэкономическим фоном. Для решения этих задач и работают профессиональные команды в управляющих компаниях.
— Допускаете ли вы, что на рынок управления активами будут выходить компании из нефинансовых отраслей?
— В мире есть такие примеры: отдельные IT-гиганты пробуют самостоятельно заниматься созданием инвестиционных продуктов. Но гораздо чаще используются возможности синергии в рамках партнерств с управляющими компаниями. К этому нас подводит сама логика развития бизнеса с большим фокусом на диджитализацию, которая снимает многие барьеры в сфере кросс-отраслевых продаж. На российском рынке управления активами первыми крупными партнерствами стали наши проекты с «Вымпелкомом», «Перекрестком», «Теле2». Такое сотрудничество позволяет нашим партнерам расширять спектр услуг для своих клиентов, формируя целостные экосистемы, а мы получаем новые каналы онлайн-продаж с выходом на миллионные аудитории. У подобных проектов, несомненно, есть будущее.
Кроме того, я думаю, что сами участники финансового рынка отчасти становятся IT-компаниями, используя новейшие технологии машинного обучения, искусственного интеллекта и многие другие. Также отмечу, что существенно возрастает значимость анализа данных при разработке продуктов и сервисов для клиентов.
— Возникает вопрос о готовности управляющих компаний к работе с миллионными аудиториями, ведь это другие масштабы бизнеса.
— В нашей компании мы тратим много ресурсов на создание технологической базы, позволяющей масштабировать бизнес без ущерба для надежности. Это большая комплексная работа, которая охватывает разные направления деятельности: IT, инвестиционный процесс, управление рисками, создание новых продуктов, сервисов и так далее. Практически по всем параметрам компания готова к работе с самой широкой аудиторией, более того, мы на это рассчитываем. И в этом же ключе лежит решение сделать инвестиции максимально доступными, понизив порог входа в открытые паевые инвестиционные фонды до 100 руб. Мы уверены, что наши клиенты — все, кто думает о своем будущем.
К слову, мне показалось интересным: знаете, какой самый типичный клад, который находили при раскопках в Москве? Полведра медных монет. То есть исторически не только зажиточные люди копили деньги, но и простые крестьяне, горожане. Копили на корову, на дом, просто на будущее, на всякий случай. Сегодня для обычного человека потребность в долгосрочных накоплениях ничуть не менее актуальна. Скажем, если не начать самому откладывать на пенсию и надеяться исключительно на государство, потом есть риск резко потерять в уровне жизни.
— Сейчас обсуждается создание системы добровольных пенсионных накоплений, в которую могут быть допущены управляющие компании. Что вы об этом думаете?
— Запуск новой системы во многом продиктован демографией и давно назрел. При этом важно предоставить гражданам право выбора инструментов, обеспечивающих сохранность и доходность их накоплений. Как вариант, управляющие компании могли бы открывать индивидуальные пенсионные счета по аналогии с инвестиционными счетами — механизмом, который успел себя зарекомендовать. Такая конструкция позволит точечно подбирать стратегию для клиента на основании его риск-профиля и времени до пенсии, что обеспечит более высокие инвестиционные результаты и максимальную прозрачность. Индивидуальные пенсионные счета могли бы использоваться в накопительный период, а после начала пенсионных выплат клиенту предлагался бы продукт аннуитетного плана, который можно реализовать в том числе через НПФ или страховую компанию. Это один из вариантов участия УК в новой системе, можно обсуждать с регуляторами и профсообществом и другие форматы.
Хотела бы подчеркнуть, что наша отрасль полностью готова к соблюдению всех требований, предъявляемых к управлению пенсионными накоплениями. Фактически мы давно работаем, имея схожие ограничения, при этом показываем хорошие результаты.
— Можно сказать, что вопросы социальной сферы стали более значимыми для управляющих компаний?
— В сфере управления активами действительно многое завязано на человеческие отношения, доверие и ответственность. Так что без некоторой социальной направленности в нашей работе не обойтись. Например, на Западе очень популярным становится учет критериев ESG (Environmental, Social, Governance) при выборе объектов инвестирования, то есть инвесторы оценивают влияние компании на окружающую среду, уровень социальной ответственности и корпоративного управления. Исследования показывают, что учет этих характеристик вкупе с традиционными факторами не только не приводит к ухудшению долгосрочной доходности портфелей, но и способствует росту результатов. Мы стараемся быть в тренде, и в планах — развитие направления таких инвестиций в «Альфа-Капитале».
— Получается, что образ современной управляющей компании меняется?
— Да, конечно, управляющие компании не стоят в стороне от происходящих вокруг изменений. Главным источником для них являются ожидания клиентов, и для их понимания компания постоянно поддерживает обратную связь и анализирует собранную информацию. Такой подход гарантирует запуск продуктов и сервисов, наиболее точно отвечающих потребностям инвесторов. К примеру, только по итогам прошедшего опроса мы получили около 3 тыс. комментариев, что говорит о высокой степени вовлеченности в этот процесс потребителей наших услуг. Именно благодаря нашим клиентам мы работаем, стремимся к новым целям и изменяемся каждый день.