«Инвестиции, телекомы и ритейл — части одной экосистемы»
О том, как цифровые технологии размывают границы между отраслями и открывают доступ к инвестициям для широкой аудитории, рассказал “Ъ” заместитель гендиректора «Альфа-Капитала» Евгений Живов.
— По вашей оценке, насколько быстро идет цифровизация управляющих компаний?
— Индустрия начала вставать на цифровые рельсы примерно два-три года назад. С тех пор многое сделано в плане упрощения удаленной идентификации клиентов, формирования дистанционных каналов продаж. Появились новые мобильные сервисы, переведены в цифру многочисленные операционные процессы, что повысило их надежность, быстроту и эффективность. Можно констатировать, что первый этап построения цифровой инфраструктуры в отрасли пройден.
Теперь начинается этап выхода на более высокие количественные показатели, достигаемые в том числе за счет использования новых технологий. И сейчас можно сравнить диджитализацию управляющих компаний с другим масштабным процессом, который идет параллельно,— переходом с аналогового телевидения на цифровое. Эти события вполне сопоставимы по своей технологической значимости. Конечно, число российских частных инвесторов еще гораздо меньше количества телезрителей, но цифровые технологии способствуют изменению ситуации. В обозримом будущем с нынешнего уровня в 2 млн человек реально будет выйти на величины в разы больше. А ведь именно частные инвестиции — это длинные деньги и важный источник роста для экономики.
— Как развивается цифровое направление в «Альфа-Капитале»?
— У нас уже 20 тыс. клиентов, открывших счета онлайн. Их активы превышают 2,5 млрд руб., то есть средний чек составляет около 125 тыс. руб. Каждый месяц через цифровые каналы приходит свыше 5 тыс. новых клиентов — это больше, чем обеспечивают традиционные продажи, прямые и агентские, в том числе через банки. Личным кабинетом на сайте и в мобильном приложении компании пользуются более 68 тыс. человек.
Всего у «Альфа-Капитала» более десяти отстроенных цифровых каналов продаж, причем новые в последнее время добавляются практически ежемесячно. К ним относятся как партнерские каналы, так и собственные: сайт компании, личный кабинет клиента, мобильные приложения. Мы налаживаем цифровое сотрудничество в сфере продаж с банками, среди которых, конечно, и наш стратегический партнер Альфа-банк. Но работаем также с другими компаниями, в том числе не из финансового сектора.
— Недавно партнером «Альфа-Капитала» стал «Вымпелком». В чем заключается ваше сотрудничество?
— Смыл совместного проекта — получение синергетического эффекта при продвижении финансовых онлайн-сервисов. «Вымпелком» дает доступ к своей базе клиентов через сервисное приложение «Мой "Билайн"», мы же предлагаем абонентам новую для них опцию удобного и выгодного инвестирования. По данным сотового оператора, у приложения сейчас 29 млн пользователей и каждый четвертый заходит в раздел спецпредложений. Теперь он видит там онлайн-витрину 12 паевых фондов «Альфа-Капитала» с различными стратегиями инвестирования, доступных для покупки в любой момент времени. Минимальная сумма покупки составляет во всех случаях всего 100 руб.
— Планируете ли аналогичные проекты с другими компаниями?
— Мы будем развивать агентское сотрудничество и с другими операторами связи. В частности, абоненты Tele2 смогут приобретать наши ПИФы на сайте компании и в мобильном приложении. При этом будет действовать акция: при оформлении первой заявки на покупку начисляется бонус на номер телефона. Если в ПИФы впервые инвестируется до 5 тыс. руб., то бонус составит 100 руб., если сумма больше — он удвоится.
— Как идет развитие собственного мобильного приложения «Альфа-Капитала»?
— Для широкой аудитории у нас два приложения. Основное называется «Альфа-Капитал» и представляет собой полноценный личный кабинет клиента на мобильном устройстве. В прошлом году мы выпустили версию 2.0, в которой стало возможным не только покупать ПИФы, но и открывать и пополнять инвестиционный счет, а также стратегии доверительного управления. Любой желающий может начать инвестировать начиная с тех же 100 руб.
Вторая разработка называется «Горизонт». Она тоже доступна в App Store и Google Play и имеет на данный момент более 15 тыс. скачиваний. Это приложение позволяет автоматически откладывать деньги на инвестиции с каждой покупки, не меняя своих финансовых привычек. Вы совершаете повседневные расходы по карте, они округляются, «сдача» направляется на инвестиционный счет. В основе такого подхода к формированию накоплений — «теория подталкивания» лауреата Нобелевской премии, исследователя поведенческих финансов Ричарда Талера. На Западе аналогичные сервисы успешно развиваются не первый год.
— Какие еще цифровые каналы продаж вы считаете перспективными?
— Одним из новых для нас каналов становятся крупные розничные торговые сети. Мы считаем, что в перспективе они смогут вносить существенный вклад в общий объем агентских продаж. Недавно мы заключили соглашение с «Перекрестком», которое стало первым в России партнерством управляющей компании и ритейлера в области привлечения частных инвесторов на фондовый рынок. На сайте и в приложении «Перекрестка» появилась онлайн-витрина паевых фондов «Альфа-Капитала». Также заработала программа дополнительного поощрения: на карту торговой сети при покупке паев ПИФов начисляются баллы, которые затем можно потратить в магазинах. Стоит отметить, что суммарная аудитория у приложения «Мой "Перекресток"» внушительная — 1,8 млн человек.
— Что вы думаете о проекте ЦБ по построению финансового маркетплейса — своеобразного хаба для инвестиционных продуктов?
— Это очень важная инициатива и с точки зрения развития инфраструктуры, и в идейном плане. Она работает на повышение доверия россиян к финансовым институтам и инвестициям в целом. У крупных компаний достаточно ресурсов, чтобы создавать собственные цифровые каналы продаж, но небольшие участники рынка не могут себе этого позволить. Маркетплейс открывает им доступ к широкой аудитории, тем самым способствует укреплению конкурентной среды. Это должно положительно сказаться и на качестве продуктов и услуг, выводимых на площадку. Попадая на единую для всех витрину, компании будут вынуждены соответствовать рыночному уровню.
Также маркетплейс может сыграть свою роль в системе добровольных пенсионных накоплений, в которую, как мы считаем, должны быть допущены и управляющие компании. Система могла бы базироваться на цифровых принципах и единой платформе, а здесь возможны варианты интеграции с проектом маркетплейса. По крайней мере есть над чем подумать и что пообсуждать.
— Диджитализация меняет не только продажи, но и другие направления деятельности управляющих компаний. Где еще заметно ее влияние?
— Пожалуй, не осталось ни одной области нашей работы, которую не затронули бы цифровые технологии. Сам инвестиционный процесс не исключение. Например, перспективным выглядит применение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта для прогнозирования рыночной динамики и поиска привлекательных активов. С Финансовой академией мы реализовали первый проект такого характера. Инструменты для работы с Big Data будут востребованы для анализа клиентской базы и создания точечных продуктов в соответствии с ожиданиями аудитории. Не сомневаюсь, что большое будущее у робоэдвайзинга.
Еще один пример: совсем недавно у нас на сайте в открытом доступе появился новый аналитический инструмент — сервис под названием «Геополитические точки внимания». Это интерактивный календарь событий, которые способны оказывать влияние на глобальные и локальные рынки. Информация представлена наглядно и с прогнозами экспертов, можно отмотать ленту назад и посмотреть данные в историческом ракурсе. Хороший способ быстро сориентироваться в ситуации, чтобы принять инвестиционное решение.
— Рассматриваете ли вы вариант создания экосистемы, в которую помимо «Альфа-Капитала» вошли бы другие участники рынка?
— Знаете, в США посчитали, что в годовых отчетах компаний за 2018 год термин «экосистема» встречается в 13 раз чаще, чем десять лет назад. Но, как и любое модное слово, употребляется он не всегда по делу.
Что такое цифровая экосистема с точки зрения бизнеса? Многокомпонентный механизм, который связывает между собой потоками данных, услуг и денег компанию, ее клиентов и партнеров, в том числе принадлежащих к другим отраслям. У нас элементы экосистемы уже присутствуют, особенно с учетом налаживания работы с ритейлом и телекомом. Безусловно, мы думаем о запуске комплексных решений в сотрудничестве с новыми партнерами.