Глобальное растопление
Арктика попала в замкнутый круг глобального потепления. Температуры там в последние годы бьют климатические рекорды, а лед тает все быстрее. Главной опасностью этих процессов для региона и планеты в целом является заключенный в мерзлоте метан, эмиссия которого растет. Местная природа уже отреагировала на изменения: из Арктики «бегут» хладолюбивые растения, а тундра становится выше и зеленее, что тоже способствует ускорению таяния льдов.
Прошедший 2018 год в Арктике стал вторым в списке самых теплых за последние 80 лет, говорится в выпущенном в марте докладе Росгидромета об особенностях климата на территории РФ за прошлый год. При этом, отмечается в документе, температуры в среднем для Русского Севера растут высокими темпами — на три четверти градуса за десятилетие. «В Арктике 2018 год был очень теплым (второй с 1936 года): среднегодовая температура на 2,5 градуса выше нормы»,— говорится в докладе.
Области крупных положительных аномалий температуры располагались в основном в восточной части евразийской территории РФ, особенно на Чукотке. Там она составила +3,9 градуса и заняла рекордное первое место. В целом метеорологи отмечают постоянный рост средних значений температуры для всей Северной полярной области России с 1989 по 2018 год.
Температуры стремительно растут и в районе Северного морского пути: с конца 1990-х годов они изменились примерно на пять градусов зимой и на градус летом. Ледяной покров в сибирских арктических морях к концу лета быстро сокращается начиная с 1998 года, говорится в докладе. К 2005 году он достиг 300 тыс. кв. км. В последние 14 лет его площадь в сентябре колеблется около этого уровня, что в четыре раза меньше, чем в 1980-х годах, подсчитали эксперты.
Тающая угроза
Главная причина таких процессов — глобальное потепление, к которому Арктика наиболее чувствительна. Климатические изменения в регионе часто рассматриваются в качестве индикатора этого процесса. При этом, доказывают последние исследования ученых, сейчас сложился замкнутый круг, так как Артика становится основным источником одного из двух парниковых газов, ответственных за глобальное потепление,— метана (второй — двуокись углерода, СО2). А так как радиационная активность метана значительно выше, темпы увеличения его концентрации в атмосфере примерно в три-четыре раза больше, чем у углекислого газа. За последние 150 лет эмиссия метана увеличилась более чем в три с половиной раза.
По оценкам ученых NASA, в вечной мерзлоте Арктики заперто 1,5 трлн тонн реликтового углеводорода. Под влиянием глобального потепления озера на Аляске и в Сибири начинают отдавать накопленное в атмосферу. И, отмечают эксперты, таким образом, таяние льдов разогревает планету сильнее, чем антропогенные выбросы.
Недавно специалисты NASA обнаружили еще один источник метана, который никогда не учитывался при создании климатических моделей,— это метан термокарстовых озер. Такие озера формируются, когда вечная мерзлота оттаивает слишком быстро. В результате появляются глубокие воронки, заполняющиеся дождевой и талой водой.
Основным источником метана в атмосфере Арктического региона является шельф морей восточной Арктики — моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и российской части Чукотского моря. Как отмечают ученые, по мере дальнейшего прогрева Арктики и освобождения арктических морей от поверхностного льда в летний период произойдет резкое разрушение слоя мерзлоты, в атмосферу единовременно будет выброшена большая масса метана, что, несомненно, отразится на климате не только Арктического региона, но и планеты в целом. Такой вариант получил название «метановая катастрофа».
К тому же резкие и неконтролируемые выбросы газа представляют серьезную угрозу для хозяйственной деятельности в регионе: для морских и подводных судов, разведочных и добычных платформ и трубопроводов и т. д.
Потепление на носу
В российской Арктике среднегодовые температуры уже выросли за последние годы на шесть-семь градусов. Главным последствием потепления ученые считают сразу два феномена — смещения климатических поясов, передвижение связанных с ними представителей флоры и фауны, изменения во времени наступления весны и других сезонов года. Так, в российской и канадской Арктике весна теперь наступает на две-три недели раньше нормы, а темпы таяния вечной мерзлоты и скорость отступления ледников фактически удвоились.
По данным экспертов, типичная высота растений в тундре выросла примерно на 8 см за последние 30 лет в результате роста температур и проникновения южных растений на территорию Арктики. Основной причиной этого называется увеличение площади листьев. Это результат глобального потепления, которое заставляет переселяться в тундру относительно холодолюбивые виды растений из южных регионов тайги и нижних склонов гор. Все это, считают ученые, может дополнительно ускорить таяние вечной мерзлоты и рост среднегодовых температур в Арктике в ближайшие десятилетия и столетия.
В Минприроды признают, что происшедшее повышение температуры можно считать критичным. Таяние вечной мерзлоты приведет к разрушениям объектов инфраструктуры, транспортным рискам и сокращению продолжительности эксплуатации зимних дорог по рекам. Кроме того, изменение температурно-ветрового режима влияет на рост скорости ветра, что особенно опасно для буровых установок на морском шельфе Арктики.
Руководитель Дальневосточной практики КПМГ Ольга Сурикова отмечает: специфика глобального изменения климата состоит в том, что климат неустойчив: потепление может смениться похолоданием. Например, зимне-весенняя навигация в 2018 году была продлена до июля вследствие тяжелой ледовой обстановки (в 2017 году — завершилась в июне).
Эксперт напоминает: несколько лет назад ведомствами прорабатывался вопрос о создании конкурентоспособной контейнерной линии на Северном морском пути (СМП). Высказывалась идея о том, что, когда льды в результате глобального потепления растают, караваны контейнеровозов пойдут из Азии в Европу по СМП, потому что этот путь короче, чем через Суэцкий канал. «Думаю, впрочем, до этого еще очень далеко. Кроме того, в результате потепления существенные риски для судоходства могут представлять штормы»,— говорит она.
Ольга Сурикова считает, что за изменением климата в Арктике нужно следить особенно пристально, потому что от этого зависят состояние окружающей среды, безопасность судоходства и развитие региона в целом. В этом могло бы помочь создание современного единого центра управления ледовой обстановкой, который занимался бы сбором и консолидацией данных, в том числе прогнозных, с использованием современных технологий и лучших международных практик.