Дорожающее небо
Российский рынок нефтепродуктов на фоне налогового маневра и нестабильного курса рубля все чаще требует внимания государства.
Не успел закончиться срок действия соглашения правительства с нефтекомпаниями о сдерживании розничных цен на бензин, который стабилизировал ситуацию, как приходится решать проблему с повышением цен на авиакеросин. Но в этой сфере чиновники отказываются вводить ручное регулирование, надеясь оказать поддержку отрасли через налоговые льготы.
Минтранс, чтобы не допустить повышения тарифов авиакомпаний из-за роста цен на топливо, предложил обнулить НДС на все внутренние авиаперевозки (включая рейсы через Москву) в увязке с повышением уровня возмещения авиакомпаниям суммы акциза на авиатопливо. Сейчас ставка внутри России составляет 10%. Исключением являются маршруты в Симферополь, Севастополь, Калининградскую область и на Дальний Восток: для них налог обнулен до 2025 года.
Помощь государства российским авиакомпаниям потребовалась после того, как они, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), получили общий операционный убыток около 70 млрд руб. на фоне резкого роста цен на авиакеросин. Как отмечали в организации, такое в отрасли происходит впервые. Рост затрат перевозчиков на топливо, по оценке АЭВТ, составлял более 41%.
На СПбМТСБ авиакеросин дорожал в течение почти всего 2018 года. Рост достигал примерно 30%, когда стоимость топлива в октябре добралась до максимума — 54,4 тыс. руб. за тонну.
Жаловаться на стремительное подорожание топлива авиакомпании начали еще летом 2018 года. Тогда глава Минтранса РФ Евгений Дитрих заявлял, что дополнительные расходы авиакомпаний из-за роста цен на авиакеросин в 2018 году могут составить 50 млрд руб. Но по факту около 48 млрд руб. потерял только «Аэрофлот», а в целом рост затрат перевозчиков составил 87 млрд руб. Из этой суммы 23,6 млрд руб. авиакомпании просят компенсировать из средств бюджета. Параллельно АЭВТ предлагала увеличить для авиакомпаний сумму налогового вычета из акциза на топливо путем повышения коэффициента с 2,08 до 3,5.
Однако правительство пока не спешит соглашаться с этими предложениями. В феврале нынешнего года курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак и отвечающий за транспорт вице-премьер Максим Акимов провели совещания о мерах стабилизации цен на авиакеросин. По его итогам была создана межведомственная рабочая группа, которая должна проанализировать финансовую деятельность авиакомпаний в 2018 году и выяснить, насколько критической является для них ситуация. А к 20 марта Минфин совместно с Минтрансом, Минэкономики и ФАС должны были представить свои предложения по поддержке отрасли.
Но еще тогда Дмитрий Козак выступил против регулирования цен на авиакеросин и компенсации авиакомпаниям части затрат из-за роста цен на топливо. По мнению вице-премьера, ручное регулирование цен на авиакеросин бесперспективно. Хотя именно так в прошлом году правительство решало проблему резкого роста цен на топливо. Осенью правительство и нефтяники договорились о регулировании цен на рынке бензина и дизельного топлива. Сдерживать стоимость производители обещали до конца марта.
Пока на сторону перевозчиков встал только Минтранс. Как заявлял в начале апреля Александр Юрчак, замминистра транспорта, курирующий авиаотрасль, ведомство «продолжает работу по убеждению финансово-экономического блока в том, что авиакомпании действительно находятся по итогам прошлого года в очень непростой экономической ситуации». По его словам, авиакомпаниям очень важно получить поддержку именно сейчас, в низкий сезон.
В то же время, по мнению ФАС, топливная составляющая не была ключевой с точки зрения роста затрат на авиаперевозки. Серьезное влияние, отмечают в ведомстве, оказало изменение курса рубля. В ФАС напоминают, что в прошлом году авиакомпании приобретали в лизинг довольно много воздушных судов и сейчас вынуждены платить за них по другому курсу, получая доходы в рублях, а расплачиваясь в иностранной валюте.
Но, как сообщал в середине февраля журналистам Илья Джус, представитель вице-премьера РФ Дмитрия Козака, правительство не будет принимать никаких решений для регулирования рынка авиакеросина и компенсации части расходов авиакомпаний, связанных с топливной составляющей.
Принять окончательное решение о мерах поддержки авиакомпаний в правительстве намереваются к началу летнего сезона. Крупнейший в России авиаперевозчик «Аэрофлот» не стал дожидаться госпомощи и с 4 марта повысил топливный сбор на 200 руб. на внутренних рейсах и рейсах дочерних авиакомпаний «Россия» и «Аврора», выполняемых под кодом SU (за рядом исключений).
В компании оценивали рост цен на топливо в 35%. Подорожание авиакеросина в «Аэрофлоте» называют одной из основных причин резкого снижения чистой прибыли — в четыре раза по отношению к 2017 году, до 5,7 млрд руб. Выйти в прибыль группе удалось за счет прочих доходов, составивших 58,4 млрд руб. Ранее, в 2018 году, «Аэрофлот» уже дважды повышал топливный сбор: в ноябре на те же 200 руб., в июле на 200–400 руб.
В отрасли считают, что примеру флагмана могут последовать и другие российские перевозчики. О такой возможности уже говорили в S7. В компаниях не верят, что цены на авиатопливо будут долговременно снижаться, хотя такая динамика прослеживается с начала года. Так, в январе цены на авиакеросин пошли вниз и к концу месяца фактически вернулись к значениям начала 2018-го. В феврале, по данным Росавиации, стоимость продолжала незначительно снижаться: средняя цена тонны авиационного керосина в месячном выражении уменьшилась на 0,07%, до 54,6 тыс. руб.
Эксперты поясняют, что авиакеросин подешевел вслед за снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, удешевлению керосина способствует сезонное снижение спроса в связи с завершением холодов (керосин используется в производстве зимнего дизтоплива на нефтебазах).
В авиакомпаниях подтверждают такую динамику, но считают, что этого недостаточно, чтобы рассчитывать на прибыльность бизнеса авиаперевозок.