Автошколы ждут инспекторов в гости
Госавтоинспекция начала проверять учебные организации по новым правилам
Подразделения ГИБДД начали проверять учебные площадки, классы, автомобили и оборудование автошкол по новым правилам. Выдаваемое по итогам обследование заключение отныне действует не более пяти лет, при этом может быть отозвано по решению Госавтоинспекции. В будущем ведомство хочет проводить внеплановые проверки учебных организаций, ввести единый городской экзамен по вождению, а также следить за судьбой начинающих водителей, попадающих в ДТП в первые два года после получения прав.
Приказы МВД №49 и №50 вступили в силу 7 апреля, но по факту начали применяться с понедельника. Для инспекторов ГИБДД теперь установлен четкий порядок проверки учебно-материальной базы — классов, учебных автомобилей и площадок, пособий, педагогов. Автошкола перед обследованием должна определиться с максимальным количеством учеников, которое она готова выпускать в год, а также предоставить документы на землю, арендуемую под площадку, показать учебный план и литературу. Если выявлено нарушение, то автошкола может его устранить и подать заявление о повторной проверке: в течение 15 дней инспектор придет еще раз и перепроверит, все ли в порядке. По итогам обследования ГИБДД выдает заключение, без которого, напомним, образовательная организация не имеет права работать.
ГИБДД проверяет готовность автошкол с 2014 года, но тогда порядок проверки был прописан в ведомственных рекомендациях. В 2017 году рекомендации отменили, и с тех пор правила обследования не были закреплены никаким документом. Однако проверки все проводились и заключения выдавались (за четыре года их число превысило 13 тыс. штук). «В регионах подходы были разные,— пояснил “Ъ” замначальника отдела регистрационной и экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков.— Теперь есть объективный документ, которым установлены все процедуры. Это удобно как для самих образовательных организаций, так и для сотрудников Госавтоинспекции».
Новый порядок отличается от того, что был закреплен в рекомендациях. Впервые введена процедура прекращения действия заключений, например, если кончился срок действия договора на землю, где расположена учебная площадка: по словам Николая Гилякова, это создаст барьер для «исключения недоброкачественного обучения и использования учебно-материальной базы, не соответствующей требованиям». Срок действия заключения теперь ограничен пятью годами, хотя ранее он был бессрочный. Ранее выданные заключения с неограниченным сроком действия свой статус сохранят, пояснил господин Гиляков, но таких школ «немного». «Возможно, образовательная организация начнет обучать по новым программам, использовать новые места обучения,— говорит он.— Тогда ей нужно будет пройти обследование и получить новое заключение. Оно уже не будет бессрочным».
ГИБДД планирует в будущем проводить и внеплановые проверки учебных организаций, потому что некоторые автошколы закупают оборудование и арендуют землю только на время проверки, а затем, получив заключение, от всего избавляются.
Для этого нужно наделить Госавтоинспекцию новыми полномочиями, закрепив их в указе президента. Проект такого документа уже подготовлен и проходит обсуждение.
В ведомстве рассказали и о дальнейшем развитии реформы подготовки водителей. ГИБДД, напомним, уже подготовила проект постановления правительства по объединению экзаменов «площадка» и «город» в единый городской экзамен. Документ был раскритикован Минэкономики в январе 2019 года. Составлена таблица разногласий, ожидается позиция Минтранса, в ближайшее время документ отправят на экспертизу в Минюст, затем — в правительство РФ, где примут решение о судьбе реформы. В ГИБДД ожидают, что это произойдет в июне-июле 2019 года. Несмотря на сохраняющиеся противоречия, Николай Гиляков заявил, что разработка документа находится в «завершающей стадии». Также Госавтоинспекция собирается переработать теоретическую часть экзаменов — количество задач будет больше, для каждой категории будут свои специальные вопросы, о чем уже рассказывал “Ъ”.
Билеты не перерабатывались долго, и не секрет, что многие их просто зазубривают,— пояснил замначальника ГИБДД России Николай Шеюхин.— В мировой практике проверяют не просто знание ПДД, а умение ориентироваться в тех или иных ситуациях.
Мы должны сделать так, чтобы кандидат в водители начал думать. Кроме того, в программах европейских стран в большом объеме дана тема здравоохранения, психологии. Эти вещи сегодня в наших билетах освещены недостаточно».
Также, отвечая на вопрос одного из СМИ, господин Гиляков подтвердил, что уже обсуждается вопрос об использовании так называемого «поствыпускного наблюдения» за начинающими водителями, когда те попадают в ДТП в течение двух лет и затем направляется на переобучение. «Пока никаких конкретных проектов у нас нет, но данные вопросы прорабатываются»,— заявил он. Уже сегодня при каждом ДТП с начинающим водителем (со стажем до двух лет) выясняется, в какой автошколе он учился, пояснил “Ъ” господин Гиляков, но каких-либо мер воздействия к организации не применяется. «Установить причинно-следственную связь между аварией и качеством обучения довольно непросто, эти вещи могут быть и не связаны»,— отметил он.