Осторожно, доверие закрывается
Израиль решает судьбу Биньямина Нетаньяху
Во вторник в Израиле пройдут досрочные парламентские выборы. По итогам голосования в стране появятся не только новые Кнессет и правительство, но, возможно, и новый премьер-министр. Главный вопрос, который волнует израильтян, останется ли Биньямин Нетаньяху главой правительства. Фактически выборы превратились в референдум по доверию премьеру, против которого выдвинуты обвинения в коррупции и злоупотреблении доверием. До сих пор конкурентов у него не было, но эта избирательная кампания заставила его изрядно понервничать. Пришлось даже задействовать внешнеполитический ресурс в лице президентов США и РФ Дональда Трампа и Владимира Путина.
69-летний Биньямин Нетаньяху непрерывно занимает пост премьер-министра с 2009 года, а его первый премьерский срок пришелся на 1996–1999 годы. И вот сейчас кресло под «вечным» премьером, похоже, пошатнулось.
Из 47 первоначально зарегистрированных в ЦИКе партий и блоков к финишу избирательной кампании пришли 39. Предполагается, что избирательный барьер в 3,25% пройдут около трети из них. Основная борьба развернулась между возглавляемой Биньямином Нетаньяху правой партией «Ликуд» и новым блоком «Кахоль-лаван» («бело-голубой», по цвету израильского флага). Блок возглавили кадровый военный, бывший начальник генштаба 59-летний Бени Ганц и бывший журналист, занимавший в 2013–2014 годах пост министра финансов 55-летний Яир Лапид. Помимо генерала Ганца в состав блока вошли еще два бывших начальника генштаба, один из которых — Моше Яалон — также занимал пост министра обороны.
Согласно договоренностям, в случае победы на выборах Бени Ганц и Яир Лапид намерены занимать пост премьер-министра по принципу ротации — каждый по два года.
Впрочем, до победы им пока далеко. На протяжении всей избирательной кампании «Ликуд» и «Кахоль-лаван» шли, согласно опросам, практически вровень, а иногда новый блок даже опережал партию премьера. Последние опросы показывают, что «Ликуд» может набрать 26–28 голосов, а «Кахоль-лаван» — 28–30.
Право сформировать правительство получит глава той партии, у которой больше всего депутатских мандатов в 120-местном Кнессете. Успех обеспечен только в том случае если победитель выборов сможет заручиться поддержкой парламентского большинства (60+1 мандат). С коалицией у Бени Ганца пока плохо. Согласно последним опросам, вокруг него могут объединиться 52–54 депутата, тогда как Биньямин Нетаньяху сможет набрать коалицию, превышающую число 60.
Большинство израильских аналитиков отмечает, что присоединиться к блоку Ганца и Лапида непросто, так как их политическая программа довольно размыта. В блок вошли бывшие члены правых партий и политики с левыми взглядами, сторонники светского уклада и те, кто готов вступить в союз с ультраортодоксами. Всех их объединяет категорическое неприятие Биньямина Нетаньяху и желание его сместить. Риторика «бело-голубых» сводится к мысли: «Израиль не может себе позволить продолжения пребывания Нетаньяху на посту премьер-министра». Политические оппоненты Биньямина Нетаньяху опасаются, что в случае победы на выборах он проведет так называемый французский закон, который не позволяет уголовное преследование действующего премьер-министра. «Ликуд» уже предпринимал попытки на этом направлении, хотя Биньямин Нетаньяху всячески отвергает такую возможность.
«Ганцу очень трудно, у него нет опыта публичных выступлений и сложно противостоять Нетаньяху с его опытом, актерскими и ораторскими способностями. Премьер отлично умеет отбивать все нападки. У Ганца это пока не получается»,— рассказала “Ъ” политический обозреватель и ведущая «9 канала» и ГТРК «Кан» Анна Райва-Барская. По ее словам, «Ликуду» пока удается удерживать свои позиции, несмотря на тяжелые времена лично для Биньямина Нетаньяху. «Предвыборная кампания проходила на фоне расследования в отношении Нетаньяху нескольких уголовных дел. Если дело передадут в суд, он не сможет занимать должность премьер-министра. Его ставки слишком высоки. Он понимает, что эта кампания — не борьба за каденцию, а за его политическую судьбу»,— сказала журналист.
Жесткая борьба шла за каждый голос. На сайте «Ликуда» нет предвыборной программы — только список достижений Биньямина Нетаньяху и раздел под названием «Угроза слева», где собран компромат против лидеров «Кахоль-лаван».
Премьер-министр сделал все, чтобы представить своего бывшего начальника генштаба, которому он за заслуги даже продлевал срок службы, слабым и неопытным политиком, неспособным управлять государством. За время избирательной кампании появилась информация о взломе телефона Бени Ганца (якобы иранцами), его неудачах в качестве руководителя частной кампании, а также обвинения в коррупционных сделках. Последнее явно в противовес обвинениям против самого Биньямина Нетаньяху. «Я превратил Израиль в державу мирового уровня»,— подчеркивал во всех интервью глава правительства, причем речь идет не только об экономике, но и о внешней политике.
Существенной поддержкой для Биньямина Нетаньяху стали инициативы президента США Дональда Трампа. Год назад он признал Иерусалим столицей Израиля и перенес туда посольство. Менее чем за месяц до выборов Трамп признал суверенитет Израиля над оккупированными Голанскими высотами. Наконец, уже за день до выборов президент США внес иранский Корпус стражей исламской революции в список террористических организаций. За что израильский премьер тут же его поблагодарил.
Москва также сыграла на стороне Биньямина Нетаньяху, когда помогла вернуть в Израиль тело израильского сержанта, погибшего 37 лет назад в Ливане.
Все это время тело находилось в Сирии. Господин Нетаньяху лично приехал в Москву за пять дней до выборов, чтобы поблагодарить президента России Владимира Путина и принять участие в церемонии передачи вещей погибшего солдата. Израильские СМИ со ссылкой на высокопоставленные источники в правительстве страны утверждают, что организовать церемонию предложил Владимир Путин. По данным российских источников “Ъ”, Биньямин Нетаньяху сам настоял на своем приезде.
Впрочем, с Россией хорошие отношения не только у Биньямина Нетаньяху, но и у его соперников. Бени Ганц и его союзник Моше Яалон стояли у истоков договора с российскими военными по координации в Сирии, когда Россия начала свою военную кампанию в этой стране. Они называют Москву важным стратегическим партнером. Так что, похоже, кто бы ни победил на выборах, в отношениях России и Израиля вряд ли что изменится.