«Санкционный энтузиазм» американцев ослабевает
Могут ли конгрессмены отказаться от введения новых ограничений
В США устали от обсуждения новых санкций против России. Один из авторов законопроекта об ограничениях — сенатор Марко Рубио — признал, что члены Конгресса никак не могут договориться о наиболее эффективных мерах против Москвы. По данным Bloomberg, американские законодатели по-прежнему хотят наказать Россию за предполагаемое вмешательство в выборы, но в то же время они опасаются, что новые запреты ударят по экономике США. Что повлияло на настроения американских конгрессменов?
У США становится все меньше явных причин для принятия новых законопроектов об ограничениях против Москвы, пояснил главный редактор сайта «Карнеги.ру» Александр Баунов: «Какой-то раунд символических санкций будет, но мотивация, конечно, после доклада Роберта Мюллера исчезла.
Пункт, вокруг которого строилась вся санкционная политика, — это связь Трампа с Россией — не был доказан.
Кроме того, на Украине кандидат, который продавал страну как фронтир сдерживания российского продвижения на Запад, тоже выступил не так блестяще, как хотелось бы Вашингтону, и сейчас находится на грани поражения. То есть тут странно быть больше украинцами, чем сам украинцы, и странно наказывать Россию за то, что независимый прокурор объявил несуществующим. Единственное, что может дополнительно повлиять на то, чтобы санкции были более жесткими, — это развитие событий на Венесуэле и в Ливии».
Сейчас в Конгрессе рассматривают два законопроекта против России. Оба документа предполагают санкции против российских госбанков и государственного долга. От обсуждения новых запретов устали не конгрессмены, а лоббисты, которые за ними стоят, убежден руководитель Центра политэкономических исследований института Нового общества Василий Колташов: «Американские конгрессмены — люди не самостоятельные. Они, в первую очередь, зависят от других представителей истеблишмента, бизнеса, которые выписывают им чеки на предвыборные кампании, на задачи общественных фондов, на цели различных структур. Поэтому если кто-то говорит про усталость, то, значит, устали те люди, те структуры, которые финансируют сенаторов. Это говорит о том, что американский бизнес не верит в то, что политика ужесточения ограничений в отношении России будет ему выгодна, просто потому, что война санкций продолжается уже больше пяти лет, а результатов у нее нет. Ставки сделаны, но выигрыш забрать не может никто, потому что его нет. Сейчас на решения будут влиять другие аспекты, которые принимают конгрессмены. Если рынки упадут, то, конечно же, последуют новые санкции в отношении России».
Между тем, многие антироссийские санкции не требуют одобрения Конгресса, поэтому настроения законодателей никак не повлияют на их введение, считает преподаватель Университета Ратгерса в США Сергей Костяев: «Большая часть санкций уже имеет правовую базу в виде закона. Например, есть два документа, принятых в 1970-е годы, по чрезвычайным полномочиям президента в сфере экономики. И большая часть санкций вводится именно в их рамках. Поэтому новых санкций против России ожидать стоит, но, скорее всего, они будут введены исполнительной властью. То есть это просто будет такая ползучая история, которую мы наблюдаем с 2014 года. Тем более, сейчас в Соединенных Штатах активно обсуждается вмешательство Москвы в дела Венесуэлы, помощь президенту Николасу Мадуро. И, если мне не изменяет память, то должны последовать несколько персональных санкций против российских должностных лиц, которые занимаются венесуэльской темой».
На новости об усталости американских сенаторов от антироссийских санкций отреагировали в Совете федерации. Глава комитета по международным делам Константин Косачев призвал не питать иллюзий о том, что Вашингтон собирается сменить политику в отношении Москвы.