Мусор пересчитывают по месту жительства
В Нижегородской области оспаривают нормативы накопления ТКО
Общественники просят суд пересмотреть нормативы накопления ТКО в Нижегородской области, считая незаконным расчеты правительства Нижегородской области, по которым жители частного сектора должны платить за вывоз мусора по количеству жильцов, а в многоквартирных домах исходя из площади квартир. Истцы ссылаются на прецеденты в других регионах, где суды обязали власти пересмотреть такие нормы и тарифы. В областном правительстве считают тарифы для населения выгодными и нарушений закона в своих действиях не видят. Эксперты советуют общественникам не опираться на несложившуюся судебную практику и указывают, что по федеральным законам плату можно начислять обоими способами.
Нижегородский областной суд зарегистрировал иск к региональному правительству от общественной организации «Стопкартель», которая считает незаконными нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), определенные областными властями и утвержденные Региональной службой по тарифам в декабре 2018 года. С января жители многоквартирных домов платят за вывоз мусора из расчета 8,88 кг отходов в год на квадратный метр, для частных домов годовой показатель на каждого проживающего варьируется от 194 кг в районах области до 276 кг в Нижнем Новгороде. Эти нормативы общественники считают противоречащими федеральному законодательству. По их мнению, нормативы накопления ТКО для многоквартирных и частных домов определены необоснованно и без корректного учета плотности самих отходов (копия заявления в суд есть в распоряжении „Ъ“). При их утверждении в нарушение установленного правительством РФ порядка власти взяли объемы ТКО по муниципалитетам и рассчитали средний показатель, но доказательств обоснованности таких расчетов у правительства Нижегородской области нет, утверждают истцы. Фактические объемы накопления отходов измеряли летом, осенью и весной, пропустив зиму в нарушение федеральных нормативных актов, а экономическое обоснование рассчитанных таким образом нормативов накопления ничем не подтверждено.
Напомним, расчетами накопления ТКО занималось учрежденное областным минэкологии ГБУ «Экология региона», которое, как полагают истцы, работало в интересах семи региональных операторов по обращению с ТКО. Эти работы ГБУ поручили в марте 2018 года после отказа минэкологии от услуг прежнего подрядчика — петербургского ООО «СПб-Энерготехнологии», в ноябре 2017 года выигравшего аукцион министерства. В минэкологии Нижегородской области утверждают, что ООО «СПб-Энерготехнологии» не справилось с контрактом, поэтому договор с компанией был расторгнут, а руководство фирмы оштрафовано. ГБУ «Экология региона» рассчитывало нормативы на основе результатов замеров, проводившихся на 40 площадках в 10 районах Нижегородской области, что больше, чем указано в рекомендациях Минстроя РФ. Массу отходов специалисты «Экологии региона» измеряли, взвешивая полные мусорные контейнеры за вычетом веса самих баков, а объем накопленных отходов определяли при помощи линейки, сообщили „Ъ“ в министерстве. Таким образом, отмечают чиновники, никаких нарушений федерального законодательства в расчетах нормативов ТКО нет. Разные нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов и частного сектора чиновники назвали выгодными для жителей. В Госжилинспекции Нижегородской области сообщили, что на одного проживающего в МКД в среднем приходится 22,6 кв. м площади жилья. При этом 65% жителей многоквартирных домов живут теснее и платить с количества проживающих им менее выгодно. В частном секторе на каждого в среднем приходится 33 кв. м площади жилья и платить за вывоз мусора с квадрата дороже. При расчете нормативов накопления ТКО этот фактор стал определяющим, добавили в минэкологии.
Общественники подкрепили исковое заявление решениями Кировского и Астраханского областных судов, отменивших нормы накопления ТКО по аналогичным заявлениям. Но эксперты говорят, что прецедентные решения в других регионах не означают, что в Нижегородской области будут вынесены аналогичные. «Правовую оценку перспективы гражданского иска в Нижегородском областном суде однозначно дать нельзя, так как сложившейся судебной практики на этот счет в настоящий момент не существует. При этом федеральный закон об обращении с отходами предусматривает два вида расчетов: исходя из площади и количества проживающих в квартире. Закон предоставляет регионам право выбирать, по какой схеме должен осуществляться расчет»,— говорит куратор проекта «Школа грамотного потребителя» Ринат Валитов.
«Стопкартель» также подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая обязала правительство Нижегородской области проверить обоснованность тарифов на вывоз ТКО. В жалобе говорилось, что Региональная служба по тарифам установила объем накопления ТКО для полигонов в кубометрах мусора вместо тонн, определенных постановлением правительства РФ. Закон не регулирует значение плотности ТКО для перевода массы в объем, и региональные операторы устанавливают его на свое усмотрение, повышая стоимость услуг населению, говорилось в жалобе. Но минэкологии нарушения в этом также не усмотрело, отметив, что тарифы согласованы с региональным управлением ФАС и утверждены на основе договоров операторов с потребителями из расчета «рубль за кубометр».