«Мы не ставим перед собой слишком амбициозных задач»
О дополнительном образовании
Как известно, настоящими профессионалами в спорте и искусстве могут стать только те, кто начал заниматься в раннем детстве. Чтобы не упустить момент, необходимо правильно оценить потенциал ребенка — тут все более или менее понятно уже в три-четыре года. Правда, разглядеть талант не всегда под силу родителям, особенно если они далеки от спортивных или творческих сфер. На помощь должны прийти профессионалы, которые смогут определить способности ребенка и направить их в нужное русло. Выбирать сегодня есть из чего: работают самые разные художественные студии, кружки, спортивные, музыкальные и балетные школы. Балет — один из самых грациозных и завораживающих видов сценического искусства — выделяется из всего ряда: занятия способствуют не только эстетическому, физическому, но и интеллектуальному развитию. О том, как должна выглядеть балетная студия в идеале, рассказали основатель Центральной балетной школы «pre-Академия» Людмила Андрюшина и художественный руководитель этой школы, прима-балерина Большого театра, народная артистка России Екатерина Шипулина.
— Как у вас возникла идея открыть балетную школу?
Людмила Андрюшина: Мысль появилась не спонтанно. Сама я никакого отношения к этому искусству никогда не имела. Моя дочь начала заниматься балетом в три года. Просто так, для общего развития, с домашним преподавателем. У нее стало получаться, и мы увидели потенциал. Тогда я задумалась, куда двигаться дальше, но быстро обнаружила, что на рынке нет учебных заведений, которые бы достаточно серьезно готовили детей до 11 лет. И мне пришла идея открыть такую школу самой. Так родилась ЦБШ «pre-Академия» — балетная школа, в которую принимают самых маленьких с самыми серьезными намерениями.
— Ваша школа распахнет двери для первых воспитанников в сентябре. Чем она уже сейчас отличается от других подобных проектов?
Л. А: Прежде всего уровнем материальной базы и уровнем подготовки воспитанников. Балетных студий сегодня хватает, но очень немногие из них обладают действительно профессиональной командой, которая способна разглядеть талант ребенка и достойно развить его. Мы будем готовить детей к тому, чтобы по достижении 10–11 лет они могли поступить в ведущие балетные училища страны. Уже на этапе зачисления в школу помимо разделения на возрастные группы у нас предполагается просмотр и отбор детей в классы еще и по уровню их подготовки. Второе отличие: чтобы соответствовать высоким критериям, балетная школа должна иметь собственное помещение. Не арендовать залы, в которых утром занимаются фитнесом, в обед балетом, а вечером пилатесом, а иметь свои, где оборудованы профессиональные балетные классы. И самое важное — необходим сильный, высокопрофессиональный преподавательский состав. Все это у нас есть.
— Детей какого возраста вы будете принимать и как будут проходить их занятия?
Екатерина Шипулина: Наша программа рассчитана на подготовку учеников от 3 до 11 лет. Все воспитанники будут разбиты на группы в соответствии с возрастом и уровнем. Будет сформирована группа для малышей трех-четырех лет, для дошкольников пяти-шести, ребят шести-семи лет и так далее. Детей с восьми лет мы начнем уже целенаправленно готовить к поступлению в балетные училища. Занятия будут проходить как в первой, так и во второй половине дня, в зависимости от предпочтений и возможностей учеников. Например, для малышей, которые не ходят в детский сад, занятия удобны с утра, после обеда будут заниматься школьники, а вечерние группы рассчитаны на тех, кто посещает детский сад или дополнительные занятия после школы.
— Все-таки трехлетки и одиннадцатилетние — это совсем разные дети, с ними должны работать разные специалисты. Кто ваши преподаватели?
Е. Ш.: У нас формируется очень сильный преподавательский состав. Например, нашим ведущим педагогом будет выдающаяся балерина Большого театра, заслуженная артистка России Нина Сперанская, многие ее ученицы становились примами-балеринами и солистками Большого театра и других знаменитых театров мира. Методист — человек, который отвечает за программу обучения наших воспитанников,— кандидат педагогических наук, педагог-балетмейстер, известный не только в России, но и в Европе, Анастасия Дереховская.
— Есть ли какая-то особая идея у вашей школы?
Л. А: Безусловно, наша главная миссия — формирование и воспитание здоровой во всех отношениях личности. Помимо этого мы хотим погрузить детей в культуру и традиции русского балета, обеспечивая, таким образом, связь между прошлым и будущим. Мы не ставим перед собой слишком амбициозных задач, одна из наших целей — помочь подготовиться тем, кто хочет связать свою жизнь с балетом и собирается учиться дальше, и привить любовь к балету тем, кто сделает его своим хобби. Наше название говорит само за себя: «pre-Академия» означает, что мы подготовительное учреждение перед профессиональной школой, то же самое, что Pre-School —начальная ступень.
— Чем вы руководствовались, выбирая здание балетной школы и как оснащали его?
Е. Ш.: Это отдельно стоящее здание в центре Москвы с собственным входом и огороженной территорией. В нем будут располагаться только наши учебные классы, что очень важно и удобно: можно привести сюда ребенка, уйти по делам и быть уверенным, что он в полной безопасности и нигде не потеряется, потому что на входе и выходе работает система контроля. В здании есть возможность организовать достаточное количество классов площадью от 45 до 150 метров. В помещениях установлена высокотехнологичная система кондиционирования, а в залах уложен специальный «балетный» пол: одновременно мягкое и пружинящее покрытие, позволяющее избежать профессиональных травм. Также в каждом зале будут установлены музыкальные инструменты, чтобы ученики сразу приучались работать с живой музыкой и концертмейстером.
— У вас будет классическая балетная школа?
Л. А.: Нет, не совсем. Безусловно, основной упор будет сделан на профильные дисциплины, согласно программе балетных школ. Но для всех учащихся мы предлагаем дополнительную расширенную программу. Она не является обязательной, родители смогут выбирать отдельные направления. Суть в том, что мы готовы предложить полный спектр дополнительного образования: изучение английского и французского языков, музыки, изобразительного искусства, подготовку к школе и много чего еще. Например, к нам приходит девочка заниматься балетом, и мы видим, что у нее есть талант не только к этому, но еще и к музыке, тогда мы предлагаем родителям совместить оба направления. Согласитесь, это очень удобно: нет необходимости ездить по всей Москве на разные занятия.
Кроме того, на время школьных каникул у нас предусмотрены интенсивы, мастер-классы и образовательные тематические экскурсии. Мы планируем не ограничиваться поездками по России, а путешествовать с детьми в другие страны. Наша главная задача — помочь детям понять и прочувствовать дух и атмосферу балета мирового уровня, узнать его историю, но общеобразовательные элементы также будут присутствовать.
— Что дают детям занятия в балетной школе кроме профессиональной подготовки?
Е. Ш.: Координированность балетных движений считается чуть не лучшей тренировкой для мозга. Ребята, занимающиеся балетом, быстрее, точнее, лучше своих сверстников усваивают информацию. Кроме того, занятия в балетной школе очень полезны для детей с самого раннего возраста: так закладываются основы правильного питания, плюс формируются красивая осанка, фигура, походка, появляется гибкость и плавность движений, тело всегда находится в тонусе. В дальнейшем у этих детей не будет проблем с поддержанием формы. Помимо всего прочего, воспитанники учатся дисциплине и правильному уходу за собой. Неудивительно, что именно балерины и балетные танцоры во все времена становились объектами восхищения.