Иностранных следователей в России не ждут
Президент предложил ратифицировать протокол о взаимной помощи по уголовным делам с оговорками
Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о ратификации второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. При этом Россия оставляет за собой право не принимать статьи 16, 17 и 19 протокола, которые касаются проведения следственных действий иностранными следователями и условий проведения негласных расследований. Эксперт по международному праву, доцент Высшей школы экономики Глеб Богуш отметил, что РФ до сих пор отказывается ратифицировать Европейскую конвенцию о киберпреступности именно из-за наличия в ней положений о трансграничном доступе к информационным ресурсам государства. В Госдуме назвали проект «большим шагом вперед».
Законопроектом, внесенном вчера в Госдуму, предусматривается ратификация второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан главой Минюста Александром Коноваловым 1 декабря 2017 года в Страсбурге). РФ является участником конвенции и дополнительного протокола к ней, которые были подписаны в 1996 году и ратифицированы. Второй протокол, как говорится в пояснительной записке, расширяет круг обстоятельств, дающих основания для направления запроса о правовой помощи, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, придания этой процедуре большей гибкости. Правительство поддержало документ, говорится в отзыве руководителя аппарата Белого дома и вице-премьера Константина Чуйченко.
Какие конвенции Совета Европы приняла Россия
При этом РФ оставляет за собой право не принимать статьи 16, 17 и 19 протокола. К примеру, п. 19 касается условий проведения негласных расследований преступлений в отношении должностных лиц, действующих под прикрытием. Решение о такой просьбе, согласно второму протоколу, принимается компетентными органами в каждом отдельном случае с учетом национального законодательства запрашиваемой стороны. Сами же негласные расследования также проводятся согласно законодательству и по процедурам той стороны, на которой они ведутся. В пояснительной записке причиной отказа ратифицировать эти пункты названо отсутствие в законодательстве РФ права на осуществление оперативно-разыскной деятельности в России должностными лицами иностранного государства и наблюдения за лицом, которое предположительно участвовало в совершении преступления. Кроме того, РФ использует право применять положения статей 18 и 20 протокола, касающиеся контролируемой передачи обвиняемого на территорию другой стороны, организации и деятельности групп совместного расследования — но при наличии договоренности, что юрисдикция стороны проведения операции не будет распространяться на действия должностных лиц другой стороны.
Кроме того, законопроектом названы госорганы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи и информации, а также их компетенция — Генпрокуратура, Верховный суд, МВД, Минюст. В проекте определены условия, согласно которым РФ готова принимать и исполнять запросы, конкретизирован порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции, уточняются условия использования информации, добровольно предоставленной другой стороной, а также условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей. Кроме того, проектом уточняется, что персональные данные, переданные другой стороне, не могут использоваться без предварительного согласия РФ.
Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что ратификация Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам — «это большой шаг вперед», потому что «этот важный документ помогает в расследовании преступлений и налаживает контакты между правоохранительными органами разных стран». Господин Крашенинников отметил, что РФ ратифицировала Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также у РФ подписаны похожие двусторонние договоры со всеми странами мира. Говоря о статьях протокола, которые РФ отказывается ратифицировать, Павел Крашенинников отметил, что «нужно посмотреть, как другие страны ратифицировали документ».
Судя по оговоркам, власти РФ оставляют за собой право отказывать иностранным следователям в осуществлении следственных действий на территории РФ — например, в случае несовместимости с требованиями национальной безопасности или в отношении лиц, пользующихся иммунитетом, говорят источники “Ъ”. С чем конкретно связано внесение проекта в Госдуму именно сейчас, неизвестно. Однако, как напомнил “Ъ” эксперт по международному праву, доцент Высшей школы экономики Глеб Богуш, РФ до сих пор отказывается ратифицировать Европейскую конвенции о киберпреступности именно из-за наличия в ней положений о трансграничном доступе к информационным ресурсам государства.