«КамАЗ» пополнился танкистом
Экс-начальник управления Минобороны РФ ушел на «гражданку»
Бывший начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны генерал-лейтенант Александр Шевченко стал заместителем гендиректора ПАО «КамАЗ». На новой должности экс-военный, почти десять лет отвечавший за заказ и поставку бронетехники в войска, а также оторвавший на глазах у Владимира Путина ручку от автомобиля УАЗ «Патриот», будет отвечать за стратегическое планирование. Его функции в Минобороны доверили другому танкисту — генерал-майору Сергею Бибику.
Первая информация о скором уходе Александра Шевченко с поста начальника ГАБТУ появилась в середине марта: тогда несколько источников, близких к военному ведомству, сообщили “Ъ”, что генерал рассматривает варианты со сменой работы, но конкретного места не называли. В понедельник несколько источников “Ъ” в оборонно-промышленном комплексе уточнили, что генерал Шевченко перешел на работу в ПАО «КамАЗ». Это подтвердили и в пресс-службе компании, уточнив, что он стал заместителем гендиректора Сергея Когогина по стратегическому планированию. Это новая должность, уточнили в «КамАЗе», отказавшись комментировать круг вопросов, курируемых в компании экс-начальником ГАБТУ.
По меркам военного ведомства господин Шевченко считался долгожителем: он руководил ГАБТУ с 2009 года, отвечая за разработку технических требований к образцам бронетанковой техники, ее заказ и поставку в войска. Он, как и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, танкист: еще в 1989 году окончил Киевское высшее танковое инженерное училище, затем четыре года служил в Западной группе войск. В 1996 году окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск. После окончания учебы был назначен начальником бронетанковой службы мотострелковой бригады, заместителем командира по вооружению и начальником технической части мотострелкового полка, затем заместителем командира по вооружению и начальником технической части мотострелковой дивизии. В 2004 году окончил Военную академию Генштаба. До июля 2009 года занимал должности начальника вооружения — заместителя командующего армией Московского военного округа по вооружению, начальника управления эксплуатации, ремонта и утилизации вооружения и военной техники Главного управления вооружения Минобороны. В дальнейшем вся его служба была связана с ГАБТУ. Там он курировал модернизацию бронетанкового парка (машины Т-90М, Т-80БВМ и Т-72Б3) и разработку новых типов военной техники (платформа Т-14 «Армата»).
Широкой публике Александр Шевченко запомнился в мае 2016 года: тогда Владимир Путин должен был ознакомиться в Сочи с новой военной техникой. Во время демонстрации автомобиля УАЗ «Патриот» производства Ульяновского автозавода президент попытался открыть пассажирскую дверь одной из машин, но ее заклинило. Генерал Шевченко решил помочь президенту и оторвал ручку автомобиля, после чего забросил ее в машину. Этот маневр президент оценил, назвав начальника ГАБТУ «молодцом».
О причинах увольнения Александра Шевченко официально не сообщалось: замминистра обороны по тылу Дмитрий Булгаков лишь представил личному составу ГАБТУ 5 апреля его сменщика — генерал-майора Сергея Бибика, также танкиста. Вручая ему штандарт, господин Булгаков отметил, что генерал Бибик зарекомендовал себя «как опытный руководитель и умелый организатор, прошедший все основные технические должности — от начальника отделения хранения до начальника организационно-технического управления ГАБТУ». Он, как следует из профиля на сайте Минобороны, проходил службу в Северо-Кавказском, Сибирском и Западном военных округах.
По предположению нескольких источников “Ъ”, на новой должности Александр Шевченко может заняться «неофициальным кураторством ряда военных проектов «КамАЗа»»: к таким, например, относится разработка модульных шасси, созданных в рамках ОКР «Платформа-О» (в том числе для подвижных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», использующих шасси Минского завода колесных тягачей). В «КамАЗе», впрочем, говорят, что концерн не занимается военными разработками после вывода из структуры концерна АО «Ремдизель» и производит только автомобили двойного назначения. Решение о реорганизации дочернего ЗАО «Ремдизель» (занимается капитальным ремонтом автомобилей, узлов и агрегатов) путем выделения из него нового акционерного общества «КамАЗ» принял в 2012 году. Предполагалось, что автоконцерн получит 96% в новой «дочке» — аналогичная структура владения была и в ЗАО «Ремдизель». По данным «СПАРК-Интерфакс», АО «Ремдизель» с 2015 года на 100% принадлежит ООО «Специализированная сервисная компания», которое контролируется Людмилой Трейстман через ООО «Синерджи». Госпожа Трейстман, в свою очередь, была ведущей программы «Вести КамАЗа».