Закону о fake news нашли применение
Есть ли у члена Совета федерации шансы добиться удаления заявлений
Сенатор Елена Мизулина требует признать ложной информацию о том, что она призвала запретить йогу в СИЗО. В конце марта «Московский комсомолец» написал о ее обращении в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность духовных практик. К нему сенатор прикрепила письмо профессора-богослова Александра Дворкина. Тот предупреждал, что йога может привести к «неконтролируемому сексуальному возбуждению» и гомосексуализму. Мизулина утверждает, что не добивалась запрета йоги. По ее словам, налицо «сознательная манипуляция». Она пообещала обратиться в Роскомнадзор.
Впрочем, пресс-секретарь службы Вадим Ампелонский заявил «Ъ FM», что никаких жалоб там не получали: «Мы, во-первых, не видели этого обращения, во-вторых, даже если оно к нам поступит, то не по адресу, потому что его надо направлять в Генеральную прокуратуру. Вот к нам нужно будет звонить в тот момент, когда будет соответствующее решение, и его отправят нам на исполнение».
Ранее о своем увлечении йогой во время ареста рассказывали бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев и футболист Павел Мамаев. С прошлого года в столичных СИЗО проходят централизованные занятия. В дальнейшем эксперимент планируют расширить на всю Россию. Но после письма госпожи Мизулиной в прокуратуру эти занятия приостановили, рассказала заместитель председателя Общественно-наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева: «Как все происходило на самом деле? Елена Мизулина обратилась с запросом в Генпрокуратуру, в котором просила ответить на некоторые вопросы и приложила туда письмо господина Дворкина. Таким образом, как мне кажется, Елена Мизулина хотя бы частично все-таки соглашалась с тем, что писал Дворкин. И как бы то ни было, даже если она напрямую сама не требовала запретить йогу, то после ее обращения Генпрокуратура начала проверки. И они привели к тому, что сейчас йоги нет. На прошлой неделе не было проведено ни одного занятия. На позапрошлой неделе было только одно. Заключенные на самом деле очень плохо на это отреагировали. Они спрашивали, вернется ли йога в СИЗО, пишут официальное обращение в Генпрокуратуру. Люди действительно очень расстроились. Йога была своеобразным светом».
Законопроект о fake news вступил в силу в конце марта. Если Генпрокуратура признает сообщение ложным, то Роскомнадзор должен потребовать у издания удалить его, иначе материал заблокируют. Нарушителю также грозит штраф до 500 тыс. руб. Можно ли здесь говорить о распространении ложных сведений? У Елены Мизулиной есть все шансы добиться удаления заявлений, которые ей приписывают, говорит адвокат, руководитель уголовной практики компании «Нортия ГКС» Наталья Ушакова: «У нас есть два критерия, по которым мы можем отнести ту или иную информацию к fake news. Во-первых, она должна быть недостоверной, а, во-вторых, она должна создавать угрозу причинения вреда или массового нарушения общественного порядка. Если мы говорим о достоверности сообщений, то в данном случае будет иметь важное значение вопрос самого обращения. Если, как она утверждает, там нет призывов запрещать йогу, тогда достоверность действительно будет поставлена под сомнение. Что касается угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, говорить о том, что будет какое-то массовое нарушение общественного порядка, преждевременно. В то же время право осужденных заниматься спортом — угроза их законным интересам и здоровью».
Вслед за Еленой Мизулиной применить закон о fake news попросило Министерство обороны. Там призывают наказать советника мэра Екатеринбурга. Он написал в Facebook, что военная техника, выставленная на одной из площадей города, испортила плитку.