«Смена власти в Венесуэле не представляет никакого риска для интересов России»
Один из лидеров венесуэльской оппозиции Томас Гуанипа — о целях противников Николаса Мадуро
Начатая 6 апреля лидером венесуэльской оппозиции Хуаном Гуайдо «операция "Свобода"» пока не достигла своей цели — отставки президента Николаса Мадуро. Страна продолжает жить в условиях двоевластия. Есть ли у оппозиции план дальнейших действий и чего она ждет от России, корреспонденту “Ъ” Павлу Тарасенко рассказал на полях ассамблеи Межпарламентского союза в Дохе глава венесуэльской делегации, лидер партии Primero Justicia («Справедливость прежде всего»), депутат Томас Гуанипа.
— Ситуация в Венесуэле зашла в тупик. Каковы следующие шаги оппозиции?
— Следующие шаги — продолжать бороться за то, чтобы в стране были проведены свободные выборы. Мы не требуем ничего большего. Лишь свободных выборов, в рамках которых бы соблюдались избирательные права венесуэльцев: не было бы запрещенных властями партий и отстраненных кандидатов, уважался бы выбор народа. Верю, что это лучший путь к завершению кризиса, сохранению мира, спасению демократии в стране и поиску ответа на серьезнейшие экономические проблемы в стране. Эти проблемы — результат деятельности худшего правительства в нашей истории.
— Но как конкретно можно повлиять на Николаса Мадуро? У вас и ваших соратников есть четкий план?
— Кризис, который переживает Венесуэла, беспрецедентен. Он обязывает венесуэльцев бороться, мирно и без перерывов — до того момента, как путем проведения выборов будет найден выход из ситуации. Мы настаиваем на том, что это единственный путь. Мы не хотим видеть такое правительство, которое не хочет садиться за стол переговоров и обсуждать пути выхода страны из кризиса. Но создается такое ощущение, что нынешним властям неинтересны страдания венесуэльцев, они лишь стремятся остаться у власти любой ценой, не обращая внимания на всю боль, которую причиняют народу. Так что мы не прекратим бороться, пока не добьемся перемен. Еще раз повторю: мы всего лишь просим проведения свободных выборов. Того, что есть в любой точке планеты, но не в Венесуэле.
— Самопровозглашенный президент Хуан Гуайдо ранее громко анонсировал начало «операции "Свобода"», цель которой — отставка Николаса Мадуро. Но пока все ограничилось очередной манифестацией. Что это такое — «операция "Свобода"»?
— Это действия, которые мы предпринимаем посредством народной мобилизации, чтобы добиться демократических перемен. У нас — в стране, где нет света, воды, медицинской помощи, еды,— есть право мирно протестовать, чтобы добиться своих целей. Мы просто обязаны оставить страну своим детям свободной.
— Для России важный аспект в венесуэльском конфликте — будущее подписанных за годы правления чавистов инвестиций и контрактов. Что с ними станет?
— Думаю, все контракты, которые были подписаны правильно и легально, будут признаны. Смена власти в Венесуэле не представляет никакого риска для интересов России. Мы нацелены на сохранение торгово-экономических отношений со всеми странами мира, в том числе и с Россией,— в той мере, в какой эти страны уважают демократию и свободу в нашей стране, содействуют их развитию.
— Вы думаете, Россия изменит свою позицию по поводу поддержки Николаса Мадуро?
— Мы просим власти России, чтобы они осознали драматичность ситуации и поняли: у венесуэльского народа есть право на самоопределение и демократическое правительство. Отмечу, что ранее Россия выступила за начало диалога между правительством и оппозицией. Вот такое заявление я считаю логичным и достойным серьезной страны.
— Накануне, выступая с трибуны ассамблеи Межпарламентского союза, спикер российской Госдумы Вячеслав Володин дал понять, что не исключает военного вмешательства США в ситуацию в Венесуэле. По вашему мнению, это возможно?
— Власти США четко сказали, что такой вариант не рассматривается. Мы хотим, чтобы изменения в стране шли от самих венесуэльцев. Хотим, чтобы в Венесуэлу наконец пришли демократия и свобода.