Манипулирование на особых условиях
Сделка с ЦБ избавит от административной ответственности
Расследование по делам о нарушении закона об инсайде и манипулировании можно будет прекратить, заключив сделку с регулятором. Для этого нужно раскрыть ЦБ всю требуемую информацию, включая коммерческую, служебную и банковскую тайну. Кроме того, придется выплатить компенсацию. Впрочем, по оценке экспертов, такие сделки могут быть интересны должностным лицам, чтобы избежать дисквалификации, для всех остальных участников рынка они не имеют практической ценности.
Банк России сможет прекращать расследования по подозрению в нарушении закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» в обмен на добровольную помощь «следствию» и финансовую компенсацию. Законопроект, устанавливающий возможность заключения такой сделки с регулятором, после многолетнего обсуждения и правок (см. “Ъ” от 15 октября 2018 года) был принят во вторник в первом чтении.
Согласно документу, физлица или компании, попавшие под такое расследование и желающие заключить соглашение о его прекращении, должны будут предоставить в ЦБ необходимую информацию о финансовых операциях, которые стали поводом для возбуждения административного производства.
Речь идет также и о сведениях, составляющих коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны). Кроме того, подозреваемому придется выплатить компенсацию в федеральный бюджет, которая не должна быть меньше необоснованного дохода (или суммы убытков), который такое лицо получило (или избежало) в результате операций, в отношении которых ведется расследование. Закон не будет распространяться на чиновников, сотрудников Банка России и членов Национального банковского совета.
О наиболее крупном в 2018 году доказанном случае неправомерного использования инсайдерской информации ЦБ сообщил 29 мая. Он произошел при осуществлении операций с валютными инструментами в ходе продажи на бирже валютной выручки ПАО ЛУКОЙЛ. По данным регулятора, в результате этих действий клиент брокера-нерезидента Ronin Europe Ltd — фирма Takra Management Limited — получил излишний доход на сумму не менее 146 млн руб. По мнению ЦБ, это привело к сопоставимому по размеру ущербу нефтяной компании (см. “Ъ” от 29 и 31 мая 2018 года).
При этом компании, идущие на соглашение с регулятором, будут обязаны принять в полном объеме меры по недопущению повторных нарушений закона. Так, например, они должны будут изменить организационную структуру (состав, численность сотрудников, сокращение подразделений и т. п.) юрлица, если того потребует регулятор.
По словам руководителя практики банкротства и финансовой реструктуризации международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрия Константинова, для бизнеса закон будет полезен только в том случае, если соглашение с регулятором позволит сэкономить на штрафах. «Но экономия тут неочевидна: если минимальная выплата при сделке с регулятором будет установлена в размере полученного дохода, то таким же может оказаться и штраф по административному делу»,— отмечает он. Ранее в ЦБ указывали, что в мотивации нарушителя должна присутствовать прежде всего репутационная составляющая, а потом уже желание сэкономить. «Этот законопроект может быть интересен только для должностных лиц, которым сделка может помочь избежать дисквалификации на два года. Для всех остальных участников рынка он никакой практической ценности не имеет. Условия заключения сделки не очень понятны, поэтому нет гарантий того, что соглашение с регулятором будет заключено и административное расследование прекратится»,— резюмирует юрист практики правового и налогового консалтинга «КСК групп» Александр Беляев.