Легенды Ротшильда
На чем сделал состояние великий финансист
«Деньги» продолжают цикл публикаций «Великие финансисты». На этот раз мы вспоминаем, как Натан Ротшильд превратил лондонский Сити в мировой финансовый центр, создав международный рынок гособлигаций, а до этого разбогател на Наполеоновских войнах.
Натан Ротшильд, происходивший из семьи франкфуртских ростовщиков, прибыл в Манчестер в 1798 году в возрасте 21 года, чтобы заняться поставкой продукции из хлопка в Германию. В 1806 году женился на дочери лондонского торговца, перебрался в британскую столицу. В 1809 году французы блокировали Ла-Манш — торговля тканями стала невыгодной. Тогда Ротшильд сосредоточился на банковской деятельности, что принесло ему славу и богатство.
Золотая сеть
В 1809 году англичане, стремясь изгнать Наполеона с Пиренейского полуострова, послали в Португалию армию герцога Веллингтона. Возникла проблема доставки золота для выплаты жалованья солдатам — от Лиссабона до ближайшего английского порта почти тысяча миль, а море кишело разбойничьими судами. Веллингтон из-за нехватки наличных денег даже пригрозил правительству подать в отставку. В этой ситуации герцог решил выпустить собственные бумажные деньги. В общей сложности он напечатал почти 1 млн фунтов. Но проблемы это не решило — бумажные деньги нужно было обеспечить золотом. Солдаты Веллингтона могли на выданные им бумажные деньги покупать у местных торговцев припасы. Банкиры учитывали эти деньги как векселя и передавали друг другу — в конце концов держатель этих векселей вынужден был где-то достать золото.
Ротшильд сыграл ключевую роль в запрете работорговли, поучаствовав в британской программе по выкупу за 20 млн фунтов работающих на американских плантациях рабов. Однако критики замечали, что даже здесь он совершил финансовую инновацию, используя в кредитных операциях с плантаторами рабов в качестве залога.
Война парализовала экономику Европы. Золото было в большом дефиците — правительства запретили его вывоз. Натан Ротшильд в этой ситуации стал самым азартным охотником за золотом. Он прочесывал лавки торговцев золотым ломом и антикваров, заводя выгодные знакомства и отслеживая важные новости. Так, он один из первых узнал, что Ост-Индская компания ожидает прибытия крупной партии золотых слитков, которые собирается продать на аукционе. Натан явился на аукцион, предложил наивысшую цену и скупил всю партию разом. Английское правительство, узнав об этой сделке, предложило Натану не просто продать золото за огромную комиссию, но доставить золото Веллингтону — за огромное вознаграждение.
Задача за год доставить свыше 11 млн фунтов казалась почти невыполнимой. Натан организовал целую подпольную сеть из банков своих братьев — сеть охватила всю Европу. Агенты сети, изменяя внешность, тайно проходили через линии фронта вражеских армий по поддельным документам. Два самых младших брата исполняли роль резидентов — один в Пиренеях, другой — на побережье Ла-Манша. Третьего Натан отправил в Париж.
Контрабанда золота жестоко преследовалась, но участники сети по указанию Натана принялись подкупать чиновников по всему пути от Пиренеев до Ла-Манша.
Префект полиции на побережье Ла-Манша получил такую взятку, что стал жить в необыкновенной роскоши, чем возбудил подозрения у своего парижского начальства. Под наблюдением Натана сотни тысяч фунтов стерлингов в золотых слитках, английских гинеях, голландских гульденах и французских наполеондорах были переправлены в Португалию Веллингтону.
Страсти по Ватерлоо
Натан невиданно нажился на том, что раньше других получил новость о поражении Наполеона при Ватерлоо (18 июня 1815 года), сыграв на фондовой бирже, он заработал несколько миллионов фунтов стерлингов.
По преданию, агент Натана Ротшильда наблюдал за сражением и видел, как Наполеон бежал в Брюссель. Он бросился в бельгийский порт Остенде и за 2 тыс. франков уговорил рыбака, несмотря на шторм, переправить его через Ла-Манш (по другой версии, использовал голубиную почту). Так или иначе, Натан узнал новость первым и поспешил известить правительство. Однако ему не поверили. Там слышали только о поражении британских и союзнических войск при Катр-Бра. Тогда Ротшильд отправился на биржу. Другой бы на его месте бросился скупать акции и облигации, которые уже подешевели после Катр-Бра. Натан же поступил с точностью до наоборот.
Банкиры в тот момент были убеждены, что Веллингтон битву проиграл. Ротшильд сыграл на слухах: он немедленно начал продавать на бирже свои акции. Вслед за ним все стали продавать. «Ротшильд знает, что Ватерлоо проигран»,— пошел по бирже ропот. Цены бумаг рухнули почти до нуля. В этот момент агенты Ротшильда массово скупили акции. 21 июня в 11 часов вечера адъютант Веллингтона майор Генри Перси доставил в правительство рапорт маршала: «Наполеон разбит». Сразу после новости курс акций взлетел. Множество людей разорились, а Натан Ротшильд заработал на этой новости 40 млн фунтов стерлингов. По преданию, именно тогда он произнес свою крылатую фразу: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».
Отец гособлигаций
А в 1818 году именно Натан Ротшильд произвел революцию, превратив лондонский Сити в мировой финансовый центр. Он разместил на рынке огромный заем Пруссии (5 млн фунтов) — она очень нуждалась в иностранных деньгах, имея огромный бюджетный дефицит и девальвированную валюту. Впервые гособлигации были номинированы в фунтах стерлингов, а не в талерах и проценты по ним получались не в Берлине, а в Лондоне. В первой половине 1820-х годов примеру Пруссии последовали Россия, Австрия, Испания и Бельгия — всего Натан разместил за это время облигаций на 40 млн фунтов стерлингов. Более того, облигации размещались одновременно во Франкфурте, Берлине, Амстердаме и Вене — так что Натан Ротшильд еще и создал международный рынок гособлигаций.
Именно Натан обеспечил первое место в Сити своему банку N M Rothschild & Sons — его капитал составлял 6,8 млн фунтов стерлингов (в три раза больше, чем у главного конкурента — Baring Brothers). В 1830 году Натан Ротшильд обеспечил только что получившей независимость Бельгии кредит в 3 млн бельгийских франков.
Могущество Ротшильда в Сити было настолько велико, что в 1825–1826 годах он был способен снабдить золотыми монетами Банк Англии в количестве, достаточном, чтобы предотвратить его банкротство.
Месть Банку Англии
Натан отличался весьма своеобразным характером. В последние годы жизни он так боялся покушения, что постоянно держал под подушкой заряженный пистолет. Однажды к нему явились два незнакомца. Когда они полезли за чем-то в карманы, Ротшильд схватил книгу и швырнул в них, следом полетели чернильница и тяжелая ваза. Слуги схватили гостей. Вскоре выяснилось, что они — банкиры, пришедшие с визитом. Увидев великого Натана Ротшильда, они так растерялись, что не могли говорить — и хотели достать визитные карточки.
C теми, кто вызывал его гнев, Ротшильд не церемонился. Однажды его разгневал Банк Англии, которому он помог избежать банкротства в 1825 году. Как-то раз он послал в банк вексель на солидную сумму. Вексель, написанный на личном бланке Ротшильда, отказались принимать, указав, что банк не принимает к оплате векселя частных лиц. Натан приказал своим служащим купить максимальное количество банкнот Банка Англии и утром, когда банк открылся, явился с баулом, полным бумажных денег. Затем потребовал обменять их на золотые монеты. Тут же вошли девять его служащих с мешками и приступили к обмену банкнот на золото. Операция длилась весь день, и к закрытию банка его золотые резервы уменьшились на 200 тыс. фунтов стерлингов. На следующее утро история повторилась. Когда работники банка спросили у Натана, что все это значит, ответ был: «Если банк Англии не доверяет моим векселям, то и я сомневаюсь в его банкнотах. Я потребую золото за каждую банкноту и буду делать это в течение двух месяцев». Немедленно был собран совет управляющих Банка Англии, и Натану сообщили, что примут его векселя, когда ему будет угодно.
Правила Натана Ротшильда
- «Есть три пути потерять деньги: женщины, азартные игры и инженеры. Первые два — самые приятные, третий — самый надежный».
- «Покупай, когда гремят пушки и продавай, когда гремят трубы».
- «Кто контролирует выпуск денег, тот контролирует правительство».
- «Человек, который контролирует денежное предложение в Великобритании, контролирует Британскую империю, а я контролирую денежное предложение в Великобритании».
- «Мне плевать на то, какая кукла сидит на английском троне, чтобы править империей, над которой никогда не заходит солнце».
- «Я должен продолжать дышать. Если бы я этого не делал, это была бы моя самая большая ошибка в бизнесе».
- «Пока банкирский дом такой, как мой, и пока я работаю с братьями, никакой мир не может со мной конкурировать и никто не может нанести мне вред, а наш банкирский дом может добиться большего, чем любой банкирский дом в мире».
- «Мы как механизм часов — каждая часть необходима».